Почему Маньчжурия не принадлежит России
На рубеже 19 и 20 веков в России были выпущены учебные карты, в которых отражался территориальный рост Российской империи со времён Петра I. Там было показано и самое последнее приобретение, сделанное при Николае II – Маньчжурия.
Однако в реальности Маньчжурия, несмотря на значительное русское присутствие в ней, так и не стала частью России. Почему?
Первая попытка: 17 век
В 1650-1652 гг. казаки под предводительством Ерофея Хабарова завоевали племена по обоим берегам Амура и многих из них заставили признать русское владычество. Так началось проникновение русских в Маньчжурию.
В то время всем Китаем управляла маньчжурская династия Цин. Однако завоевательные походы маньчжуров на Китай, продолжавшиеся десятилетиями, вызвали частичное обезлюдение коренных маньчжурских земель. В этот момент сюда и пришли русские.
Между Россией и империей Цин развернулась борьба за берега Амура. Самое глубокое вторжение в Маньчжурию русские произвели в 1654 году. Тогда сотник Онуфрий Кузнец поднялся по реке Сунгари вплоть до нынешнего города Фуцзинь. Однако там он потерпел поражение от маньчжуров.
Маньчжуры перешли в контрнаступление. Больше тридцати лет русские обороняли город Албазин на Амуре, однако в итоге были вынуждены сдать его окончательно. По условиям Нерчинского договора с Китаем 1689 года русские должны были не только уйти из Маньчжурии, но и оставить левый берег Амура.
Железная дорога через Маньчжурию
Только два века спустя русская колонизация Дальнего Востока возобновилась. В 1858 году Россия мирно приобрела у Китая права на левый берег Амура, а в 1860 году принадлежащими ей были признаны дальневосточное Приморье и остров Сахалин. В Приморье основали порт Владивосток, ставший естественным центром владений России на Тихом океане.
Но ещё четыре десятилетия сообщение европейской России с Дальним Востоком совершалось по морю. Корабли шли из Чёрного моря в Средиземное, потом через Суэцкий канал в Индийский океан и мимо Сингапура — в Тихий. Путь занимал несколько месяцев, а устойчивость сообщений зависела от стабильности международной обстановки и доброй воли многих иностранных держав. Чтобы укрепить российские позиции на Дальнем Востоке настоятельно требовалось провести туда железную дорогу из европейской части России.
Но конфигурация российско-китайской границы вынуждала удлинять эту дорогу на несколько тысяч вёрст, если вести её только по российской территории. Кратчайший путь на Владивосток лежал через китайскую Маньчжурию.
Николай II, вступивший на престол в 1894 году, видел одну из главных задач своей великодержавной политики в обеспечении российской мощи в том, что сейчас называется Азиатско-Тихоокеанским регионом. В 1896 году российскому правительству удалось склонить китайских вельмож к подписанию договора на строительство железной дороги по китайской территории. В полосе отчуждения Маньчжурской железной дороги (МЖД), как она официально называлась до 1920 года, устанавливалась смешанная русско-китайская администрация. Кроме того, все русские подданные получали на территории Китая право экстерриториальности и дипломатический иммунитет.
В 1898 году Россия приобрела в аренду на 25 лет порты Дальний и Порт-Артур на южной оконечности Квантунского или Ляодунского полуострова и получила право проложить туда Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД).
Дореволюционная русская Желтороссия
Оплотом русского присутствия в Маньчжурии стал город Харбин, основанный строителями МЖД в 1898 году. Это был начальный пункт ЮМЖД. В 1903 году было учреждено военное наместничество Дальнего Востока в Порт-Артуре. Николай II явно стремился в будущем превратить Маньчжурию в русскую провинцию. К ней приклеилось неофициальное название «Желтороссии».
Однако русское присутствие в Южной Маньчжурии продлилось недолго. Уже в 1904 году Дальний и Порт-Артур были взяты японскими войсками. Русское гражданское население Дальнего не превышало 2 тысяч человек. Больше 40 тысяч его жителей были китайцами. Значительную часть обитателей Квантунского полуострова, до прихода японцев, составляли русские военнослужащие – около 100 тысяч человек. Но их было меньше, чем местных китайцев (250 тысяч).
По условиям Портсмутского мира, завершившего русско-японскую войну 1904-1905 гг., Квантунский полуостров и ЮМЖД поступали в распоряжение Японии.
Однако Харбин и МЖД оставались в ведении России. Русские подданные подчинялись администрации зоны отчуждения железной дороги. Китайские законы на них не распространялись. Охрану железной дороги несли войска Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса Пограничной стражи. Их насчитывалось 25 тысяч человек.
Русское гражданское население Харбина составляло в ту пору 40 тысяч. Однако оно всё же было меньшинством в Харбине, общее население которого превышало к 1917 году 100 тысяч. Китайское население всей Маньчжурии превышало в тот период миллион человек.
Впрочем, у России были шансы плотно колонизовать Северную Маньчжурию вдоль железной дороги на Владивосток, если бы не вмешалась революция.
Революционный удар
В 1920 году, воспользовавшись крушением власти адмирала Александра Колчака в Сибири, китайское правительство объявило о восстановлении своего суверенитета в полосе МЖД. Правда, оно было вынуждено считаться с тем, что в Харбин после поражения Белой армии хлынули сотни тысяч русских беженцев, многие – с оружием в руках. После революции Харбин стал в ещё большей степени русским городом, чем он был до революции. С русским анклавом Харбина считались и японцы, оккупировавшие Маньчжурию в 1932 году.
Но теперь у русских в Маньчжурии не было родины, которая бы поддерживала их колонизационные усилия. Наоборот, советское правительство рассматривало русских белоэмигрантов в Харбине как средоточие врагов, которых нужно ликвидировать. Это удалось сделать в 1945 году, после занятия Маньчжурии Красной Армией. Харбин, основанный и построенный русскими, стал полностью китайским.
Таким образом, первой причиной, ограничившей русскую колонизацию Маньчжурии, стала победа Японии над Россией в войне 1904-1905 гг. Окончательный же удар ей нанесла Октябрьская революция 1917 года.
Могла ли Российская империя надолго присоединить к себе Маньчжурию? В настоящее время население этой части Китая составляет 121 миллион человек. Но по прогнозу Дмитрия Менделеева (1905 год), население всей Российской империи в начале 21 века превысило бы 600 миллионов человек. Если хотя бы 12 миллионов из них проживало в Маньчжурии, этого, вероятно, хватило бы для закрепления этой земли за Россией. Ведь и сейчас в регионах РФ, граничащих с китайской Маньчжурией, живёт всего 5,3 млн. россиян.
Читайте наши статьи на Дзен