Джон Пол Джонс: почему основателя флота США выгнали из России
На одном из домов в Санкт-Петербурге есть надпись, что контр-адмирал российского флота и основатель флота США по имени Джон Пол Джонс жил в этом доме в 1788-1789 гг. Но чем же отличился этот человек кроме того, что служил Российской империи?
Приезд в Россию
В 1787 году русский посол в Париже Иван Симолин в одном из донесений императрице Екатерине II обратил внимание на проживавшего там отставного командора флота США Джона Пола Джонса. В это время начиналась очередная война России с Турцией, и многое в ней решалось на море. Екатерина стремилась привлечь на русскую службу опытных иностранных капитанов, соблазняя их высокими чинами и жалованьем. Императрица поручила Симолину произвести предварительную вербовку Джонса.
Весной 1788 года 40-летний американский морской волк прибыл в Россию, где ему сразу было пожаловано звание контр-адмирала. Императрица предложила ему и русское подданство, но американец его не принял. Никто ещё не предполагал, что его служба России закончится пренеприятным для всех конфузом.
Молодость: работорговец и убийца
А ведь такой финал можно было предвидеть, зная прежнюю биографию отца-основателя американского военно-морского флота.
Джон Пол, как он звался в его родной Шотландии, был сыном садовника у лорда, но мирная деревенская жизнь его не прельщала. В 13 лет Пол поступил юнгой на торговое судно и довольно быстро продвинулся до помощника капитана.
«В нём не было ни капли добросердечия, свойственного юности, – пишет о Джонсе современный американский историк Роберт Миддлкауф в книге «Славное дело. Американская революция». – …Джонс был невысокого (не более 165 см) роста, худощав и жилист; но его взгляд, которому он умел придавать свирепость, вселял робость и страх в более слабых людей».
Суда, на которых служил Джон Пол, возили в ту пору рабов из Африки в Вест-Индию и североамериканские колонии. С этой торговли Пол и получал неплохой заработок. Однажды, когда он решил навестить родную Шотландию, возвращаясь туда в качестве простого пассажира, на корабле скончались от лихорадки капитан и его помощник. Команда выбрала своим капитаном Пола как самого опытного моряка на борту, хотя ему был всего 21 год. Пол блестяще справился с делом, за что судовладелец утвердил его в должности капитана и сделал своим компаньоном.
Но уже в своём первом самостоятельном рейсе Пол показал свой крутой нрав. За претензии по оплате работы он приказал жестоко высечь корабельного плотника. Плотник вскоре умер, а Пол попал под суд, хотя суду не удалось доказать, что плотник умер именно от побоев. Вообще, Пол был прижимист. Во время Войны за независимость США подчинённые подозревали его в том, что он присваивает себе часть их жалованья.
Дальше – больше. В 1773 году Пол убил одного из членов своей команды, вследствие чего ему не оставалось ничего другого, как бежать от правосудия. В своих мемуарах он утверждал, что сделал это ради предотвращения бунта на корабле.
Пол бежал на североамериканский континент, в Вирджинию, где у его брата было рабовладельческое хозяйство. К его счастью, в это время колонии уже находились в состоянии мятежа против британской короны.
Победы над англичанами
В 1775 году Джон Пол, присоединивший к своему имени, для солидности, фамилию Джонс, предложил свои услуги Конгрессу США в качестве капера. В то время каперство – узаконенное пиратство – было одним из средств ведения морской войны. Конгресс сделал его капитаном сначала корабля, а потом и целой эскадры. Джонс стал также личным другом Бенджамина Франклина и был принят в масонскую ложу.
Джонс за время войны захватил и уничтожил несколько десятков английских купеческих судов, а также совершил пиратский налёт на приморский городок в самой Великобритании. Однако было бы неверно думать, что его подвиги ограничивались лишь грабежом и убийствами безоружных. В сентябре 1779 года Джонс прославился первой победой в истории военно-морского флота США.
В это время Джонс командовал кораблём 4-го ранга «Простак Ричард» и корветом. Под его начало французы – союзники американцев в той войне – передали ещё два фрегата и катер. Однако в случившемся бою французы не поддержали Джонса, сочтя его действия безрассудными. На свой страх и риск Джонс вцепился мёртвой хваткой в британский фрегат «Серапис» и взял его на абордаж, хотя от огня пушек «Сераписа» был повреждён и затонул его «Простак Ричард». Трофейный фрегат был приведён Джонсом в Брест, за что французский король Людовик XVI наградил американского капитана золотой шпагой с алмазами и высшим орденом для иностранцев, а Конгресс США – Золотой медалью.
В Чёрном море
Война за независимость закончилась, но кипучая энергия Джонса требовала выхода. Поэтому он перебрался в Европу, где войны шли постоянно.
В России Джонс был назначен действовать совместно с контр-адмиралом князем Шарлем Нассау-Зигеном. Несмотря на свою немецкую фамилию, князь был французом. Это был тоже опытный моряк, привлечённый на службу русским правительством, но по своим личным качествам он был противоположностью Джонсу. Насколько американец был грубым, неграмотным морским волком, настолько Нассау-Зиген был природным аристократом.
Нассау-Зиген был назначен командующим галерной флотилией, а под начальство Джонса была отдана эскадра в составе 5 линейных кораблей и 8 фрегатов. Джонс поднял свой флаг на линейном корабле «Святой Владимир». Уже тогда между двумя адмиралами разгорелось соперничество. Но летом 1788 года они совместными действиями сорвали попытки турок высадить десант в помощь осаждённой крепости Очаков. Сам Джонс впоследствии написал об этом книгу «Повествование о кампании в Лимане», где приукрасил свои личные заслуги.
Сексуальный скандал
Вслед за этим императрица вызвала обоих заграничных контр-адмиралов на Балтийское море, где началась война со Швецией. Джонс начал вести в Петербурге разгульный образ жизни, который закончился инцидентом позорного свойства: его обвинили в изнасиловании 12-летней девицы Катерины Хольцварт.
Американский морской волк признался, что получал от девушки услуги сексуального характера, однако платил за них. Пока его соперник Нассау-Зиген громил шведов под Роченсальмом, Джонс давал показания следователям князя Потёмкина. Выяснилось, что, несмотря на известные развлечения, девушка не была лишена невинности Джонсом. Скандал пришлось замять, но Джонсу в августе 1789 года предписали покинуть Россию без права въезда в неё вновь. Однако при этом сохранили чин российского контр-адмирала и даже продолжали выплачивать причитающееся жалованье.
Джонс снова поселился в Париже и занялся написанием мемуаров. В 1792 году она получил от правительства США назначение консулом в Алжир, но не доехал до нового места службы, так как внезапно скончался – вероятно, из-за присущего многим тогдашним морякам пьянства.
Читайте наши статьи на Дзен