Булак-Балахович: как атаман-партизан стал польским сепаратистом
Станислава Никодимовича Булак-Балаховича современники вспоминали не самым лестным образом. В чем его только не обвиняли – и в еврейских погромах, и в ужасной жестокости, и предательстве товарищей. Каким же он был на самом деле?
Начало пути
Будущий генерал Белой армии и Войска Польского родился в 1883 году в литовском посёлке Мейкштай в семье помещичьего повара.
Станислав Булак-Балахович окончил Новоалександровскую школу, в коммерческом училище выучился на агронома и в 1904 году устроился на должность управляющего поместьем в Витебской губернии. За то, что он заступался перед помещиком за крестьян, получил от них уважительное прозвище «Батька». Спустя 10 лет началась Первая мировая, и Станислав Никодимович ушел на фронт солдатом царской армии.
Корнет царской армии
Из-за больших военных потерь появилась возможность карьерного роста в армии. В июне 1915 года получил звание младшего унтер-офицера, а в мае 1916 – был произведен в чин корнета. Балахович воевал в составе особого партизанского отряда, был ранен (возможно, не единожды), был несколько раз награжден – но какие именно медали он получил и точное количество ранений – неизвестно.
Служба в партизанском отряде в еще большей мере раскрыла лидерские задатки Станислава Никодимовича. Подчиненные уважали «Батьку» за личные качества – отвагу, храбрость и честность.
На службе у большевиков
Балахович с оптимизмом принял Октябрьскую революцию. Солдаты избрали его командиром эскадрона. Под жесткую руку Батьки стекались и бойцы из других частей.
В 1918 году военчасть под командованием Булак-Балаховича вошла в состав Красной армии как 1-й Лужский партизанский полк. Первым рейдом полка было подавление крестьянских бунтов против проведения продразверстки..
Но постепенно «Батька» стал терять уважение большевиков, т.к. по их мнению, он проявлял излишнюю жестокость в подавлении восстания и откровенно занимался казнокрадством. Но вот в чем противоречие: вряд ли Балахович был бы популярен среди солдат, если бы был действительно очень жесток. Возможно, солдаты были попросту недовольны своей ролью карателей. А обвинение в казнокрадстве можно объяснить так: по воспоминаниям свидетелей, солдаты Лужского полка привезли с собой большое количество денег и имущества. Возможно, отряд Балаховича участвовал в реквизициях «буржуев». Но по приказу Льва Троцкого «Батьку» все же должны были судить. Обстановка накалялась, поэтому Станислав Никодимович принял решение перейти на строну белых.
Белый перебежчик
Отряд «Батьки» в полном составе перешел к белым, которые в то время формировали Северо-Западную армию во Пскове.
Балахович, поднявшийся по карьерной лестнице с самых низов, не особо уважал «вашблагородий» за то, что они не только хотели возродить в России монархию, но и планировали снова ввести… крепостное право. В частности, по поводу крепостничества высказывался сам Антон Деникин. Батька же был сторонником политики народовластия и считал справедливым стремление народов, проживающих на территории уже бывшей Российской Империи, к национальной независимости.
Но большевиков он ненавидел еще больше. В конце мая 1919 года, когда Псков был освобожден от большевиков, Станислав Никодимович произнес речь перед собравшимися на площади горожанами. Он объявил, что воюет не за царскую и помещичью Россию, а за Учредительное собрание. Призвал народ самостоятельно решать, кого из подозреваемых наказать, а кого отпустить на свободу. Но при этом уточнил, что коммунисты и убийцы будут полностью уничтожены.
Большевистская пресса обвиняла Балаховича в еврейских погромах. Роились слухи о личном пристрастии командира к повешениям и прочим казням. Вплоть до того, что он якобы превращал публичные казни в целое театрализованное представление. На него писали анонимные доносы, в которых Батьку обвиняли в изготовлении фальшивых денег.
Но на карьеру в Белой армии это не влияло. Он быстро дослужился до звания генерал-майора. Но личная неприязнь к «золотым погонам» росла как на дрожжах.
В связи с поражением белых под Петроградом, 22 января 1920 года генерал Николай Юденич объявил о роспуске Северо-Западной армии. А в ночь на 29 января Булак-Балахович арестовал генерала в гостинице «Коммерс» в Ревеле. В этот момент вмешались английское и французское правительства, Юденича освободили и выдали ордер на арест на мятежного «Батьки», но Балахович сумел скрыться.
Любимый генерал Пилсудского
Сбежав в Польшу, он обратился за помощью к Юзефу Пилсудскому с просьбой принять его на службу. Согласие было получено, и Батька был торжественно принят на службу генералом Эдвардом Рыдз-Смиглы.
Советская власть пыталась уговорить Юзефа Пилсудского выдать Булак-Балаховича, но польский лидер был непреклонен. Более того, Станислав Никодимович даже получил чин генерала польской армии и лесную концессию в Беловежской Пуще, где служили бывшие члены отряда Батьки. В 1926 году Балахович участвовал в Майском перевороте Пилсудского.
В конце 1939 года пытался организовать партизанские отряды для борьбы с оккупантами из Третьего Рейха, но потерпел неудачу. Был убит 10 мая 1940 года немецким патрулём в Варшаве.
Читайте наши статьи на Дзен