«Я имею дело не с людьми, а с животными»: почему Петр I так говорил про своих подданных
На эти слова, приписываемые Петру I, очень любят ссылаться некоторые историки, стремясь доказать, насколько русский царь не ценил собственных подданных. Попробуем разобраться, справедливы ли подобные обвинения.
Для красного словца
Впервые одиозная фраза Петра встречается в многотомном труде по российской историографии Николая Костомарова. Полностью она звучит так: «Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей», при этом авторитетный историк не дает ссылок на документы, в которых подобное изречение зафиксировано. Слова, якобы сказанные русским царем, Костомаров употребляет в целях критики большинства «преобразовательных приемов» Петра. Историк считал, что подданные считали правителя противником нравственного и благочестивого образа жизни, при этом испытывали «рабский страх» и проявляли поражавшее иностранцев терпение. Петр отвечал взаимностью: «досадовал на свой народ», желая, если придется силой, заставить его идти «по указанной дороге». Но петровская фраза, хоть и взятая в костомаровском тексте в кавычки, не обнаруживается в источниках. Так что нет документального подтверждения тому, что Петр действительно произнес фразу, которую сегодня охотно цитируют.
Напомним, что мнение о российской истории сторонника панславизма Костомарова резко отличалось от сложившейся трактовки славянофильской исторической школы и С. Соловьева. Критика в адрес русских правителей (зачастую не подкрепленная документально) и готовность признать недостоверными многие блестящие эпизоды русской истории подогревали интерес к фигуре Костомарова, при этом труды его как историка нередко упрекали в ошибках и поверхностности. Зато имя Костомарова не сходило со страниц печатных изданий, а на его лекции приходили не только студенты, но и любопытствующие горожане..
«Переделка» русских людей
Справедливости ради вспомним, что все русские правители неосторожно высказывались в адрес своих подданных. Так, лейтмотивом многих умозаключений Ивана Грозного становился рефрен «все русские – воры и потенциальные изменники». Екатерине Великой приписывается известный афоризм «Пьяным народом легче управлять». Александр Второй высказывался более корректно: «Все страны живут по законам, а Россия – по пословицам и поговоркам», но в его словах также чувствуется пренебрежение.
Если допустить, что Петр I все-таки считал собственных подданных не людьми, а животными, то стоит взглянуть на контекст данной фразы. Ее предваряют слова Петра, в которых содержится убеждение: с русскими невозможно достигнуть поставленных целей человеколюбивыми способами, как с другими европейскими народами. Конечно, Петр сравнивал своих подданных с иностранцами, и не в пользу первых. Чтобы добиться желаемых результатов, царю пришлось пойти на коренной перелом всех традиций и устоев, по которым веками жили его подданные. Сложно вспомнить петровскую реформу, которая не была бы воспринята в штыки.
Так что сравнение подданных с животными в этом случае выглядит как попытка констатировать факт. Как неразумные животные боятся перемен и не могут предвидеть грядущие улучшения, так и недальновидные подданные-звери не принимали новое и не хотели меняться. При этом правитель-хозяин любыми способами пытался «переделать их на свой лад», приучить как животных, к новым привычкам, образу жизни, еде.
Инструменты успешного правителя
В полном варианте фразы о людях-животных есть и еще одно любопытное замечание. Петр считал, что если бы «не употреблял строгости», то давно бы не владел русским государством и не поставил бы его на рельсы прогресса, не повысил бы авторитет страны на международном уровне. Но для объяснения, почему же Петр говорил о поданных как о животных, интересен фрагмент про строгость, без которой он бы потерял власть. Исторической иллюстрацией этого фрагмента становится Стрелецкий бунт 1698 года, для подавления которого Петру пришлось сократить заграничную поездку и вернуться домой.
В вузовском учебнике историка Александра Шубина указано, что фраза была сказана в ответ на упреки в излишней жестокости по отношению к стрельцам и другим участникам мятежа. Как помним, стрелецкие пытки и казни продолжались несколько недель, при этом Петр собственноручно руководил кровавым судом. Жестокая расправа с предателями-животными, во время которой, впрочем, и сам Петр уподобился зверю, стала назиданием для всех, кто не был согласен с царской политикой.
Читайте наши статьи на Дзен