Восставшая из руин
Церковь Спаса на Нередицком холме близ Новгорода является одним из самых известных памятников древнерусской культуры. Она построена по заказу князя Ярослава Владимировича в 1198 году. А уже через год, в 1199 году, ее интерьер был украшен фресковой росписью.
«Исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография снискали памятнику мировую известность».
По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.
Роковым для Нередицы оказался 1941 год. В ходе систематических обстрелов немецких батарей, расквартированных в Юрьевом монастыре, нередицкая церковь была превращена в руину.
Уцелела примерно половина объема кладки и 15 процентов фресок. По счастью, сохранившиеся обмерные чертежи, исполненные в 1903 — 1904 годах академиком архитектуры П. П. Покрышкиным, позволили восстановить Спасо-Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956 — 1958 годах Нередица восстала из руин (архитектор — Г. М. Штендер). В 1986 году под руководством Г. М. Штендера был подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Воссозданный храм — точная архитектурная копия древней церкви.
Восстановление фресок
Восстановление фресковой росписи представляет серьезную проблему. Уцелевшие росписи укреплены и реставрируются.
Многие тысячи фрагментов фресковой штукатурки, собранные в ходе реставрационных и архитектурно-археологических работ, хранятся в музейных фондах. Значительная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее на реставрации и подлежит подборке и установке.
Большую роль для реставрации сыграли сохранившиеся архитектурные чертежи и схемы росписи, зарисовки и копии фресок, черно-белые фотографии.
Исчерпывающее представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904 году.
И точные копии нередицкой росписи, сделанные в 1918 году художницами Н.И.Толмачевской и Л.А.Дурново. Реставрационные работы пока только ведутся. Но благодаря этим акварелям мы имеем возможность представить себе первоначальный облик церкви.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен