Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-01-30 12:45:55

Восставшая из руин

Церковь Спаса на Нередицком холме близ Новгорода является одним из самых известных памятников древнерусской культуры. Она построена по заказу князя Ярослава Владимировича в 1198 году. А уже через год, в 1199 году, ее интерьер был украшен фресковой росписью.

 

«Исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография снискали памятнику мировую известность».

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей.

Роковым для Нередицы оказался 1941 год. В ходе систематических обстрелов немецких батарей, расквартированных в Юрьевом монастыре, нередицкая церковь была превращена в руину.

Уцелела примерно половина объема кладки и 15 процентов фресок. По счастью, сохранившиеся обмерные чертежи, исполненные в 1903 — 1904 годах академиком архитектуры П. П. Покрышкиным, позволили восстановить Спасо-Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956 — 1958 годах Нередица восстала из руин (архитектор — Г. М. Штендер). В 1986 году под руководством Г. М. Штендера был подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Воссозданный храм — точная архитектурная копия древней церкви.

Восстановление фресок

Восстановление фресковой росписи представляет серьезную проблему. Уцелевшие росписи укреплены и реставрируются.

Многие тысячи фрагментов фресковой штукатурки, собранные в ходе реставрационных и архитектурно-археологических работ, хранятся в музейных фондах. Значительная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее на реставрации и подлежит подборке и установке.

Большую роль для реставрации сыграли сохранившиеся архитектурные чертежи и схемы росписи, зарисовки и копии фресок, черно-белые фотографии.

Исчерпывающее представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904 году.

И точные копии нередицкой росписи, сделанные в 1918 году художницами Н.И.Толмачевской и Л.А.Дурново. Реставрационные работы пока только ведутся. Но благодаря этим акварелям мы имеем возможность представить себе первоначальный облик церкви.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: