«Принцесса из конюшни»: что бы стало с Россией, если бы Петр III не женился на Екатерине II
В российскую историю Петр III вошел как весьма неоднозначный правитель, запомнившийся скорее негативом и взбалмошностью, нежели полезными для страны делами. Чего стоит только так называемое «Второе чудо Бранденбургского дома» — сепаратный мир с Пруссией, находящейся на грани поражения в Семилетней войне – и практически полный отказ от результатов ранее одержанных побед. Но могло ли быть по-другому? Давайте пофантазируем.
«Нелегкий» выбор
Многие историки (например, Олег Иванов в книге «Екатерина II и Петр III: история трагического конфликта») – и с этим сложно спорить – высказывают мнение, что судьбу страны после свержения императора определяла его жена Екатерина II. И выбери бы его тетка Елизавета Петровна другую невесту, все пошло бы иначе. Тем более, что претендентки были, и юная Софья Фредерика Августа была среди них не главной.
Как рассказывает Александр Брикнер в книге «История Екатерины Второй», сохранилась информация о том, что в качестве желанных для Елизаветы претенденток в свое время рассматривались Каролина Луиза Гессен-Дармштадтская и Мария Анна Саксонская. Обе были из родовитых домов, подходили Петру по возрасту, принадлежали к семьям, с которыми российские дипломаты искали сближения: отец Каролины был ландграфом княжества Гессен-Дармштадского, а Мария Анна и вовсе была дочерью главы Саксонии и – по совместительству – Польши.
Что касается принцессы Ангальт-Цербстской, то ее семья не пользовалась авторитетом в Европе, дом был небогатым, а столицу маленького княжества позже Бисмарк назвал «конюшней Германии», а ведь город за эти годы изменился только в лучшую сторону. Но именно эта «захолустность» сыграла в итоге решающую роль. Елизавета боялась, что представительницы более знатных и богатых домов в итоге попадут под влияние своих авторитетных семей, а с ними – и Россия.
Как могло бы быть?
Скорее всего, Петра III и Россию ждала совершенно иная судьба, если бы место Софьи Фредерики заняла бы одна из вышеупомянутых барышень, особенно, Каролина Луиза Гессен-Дармштадтская. Эта девушка прославилась своей любовью к наукам и активным участием в культурной жизни Бадена, маркграфиней которого она в итоге стала. Ее успехи в научной, культурной и экономических сферах сделали Баден одним из богатейших княжеств Священной Римской империи. Процветание, возможно, ждало бы и Россию.
Не менее образованной, благородной и культурной была Мария Анна Саксонская. Есть только одно но – по-видимому, она была бесплодна, что в сочетании с сексуальными проблемами Петра III вскоре привело бы к пресечению императорской династии и возможной междоусобице и даже Гражданской войне в стране.
Судьба Петра III
Правда, по мнению Александра Мыльникова, высказываемому в книге «Петр III: Повествование в документах и версиях», другая невеста, скорее всего, никак не повлияла бы на судьбу самого императора. Его внешняя политика настроила против Петра практически всю знать страны. А желание вступить в ненужную войну с Данией на стороне Пруссии стало основной причиной дворцового переворота.
Будущая Екатерина II, по сути, не сыграла значительной роли в свержении мужа, всего лишь присоединившись к заговорщикам. Будь на ее месте Каролина или Мария Анна, вряд ли что-то изменилось бы. Другое дело – кого бы возвели на престол после неугодного императора – жену или освобожденного из Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, который, по словам очевидцев, к тому времени полностью лишился рассудка и вряд ли стал бы лучшим вариантом, чем взбалмошный Петр III.
Читайте наши статьи на Дзен