Народы

Почему чукчам, эвенкам и другим народам Севера нельзя было мыться в русской бане

Автор: Кириллица  |  2020-04-03 21:33:25

Традиции быта чукчей, манси, хантов, эвенков и других северных народов не предполагали мытья тела. Это объяснялось как природными факторами — проживанием в условиях Крайнего Севера, где 9 месяцев в году лежит снег, а летом вода в водоемах холодная, и для ее согрева нужно много топлива, которого нет — так и более глубинными причинами.

Очищение, а не мытье

Как известно, мытье — это не только физическое очищение тела от грязи и ороговевших частичек кожи. Но и процедура приспособления организма, иммунитета к той природной среде, в которой существует человек. О гигиене каждый народ заботится, исходя из сложившихся факторов и условий жизни. Традиции народов Крайнего Севера содержат гигиенические процедуры, помогающие поддерживать тело в чистоте. Некоторые из них практикуются и сейчас.

Например, жители одного стойбища собираются в чуме или яранге вокруг очага, набрасывают на себя всю одежду и преют под ней. Когда они вспотеют, то начинают костяными скребками очищать кожу друг друга. По завершении ритуала очищения тело смазывается жиром нерпы.

В арктической тундре, по мнению ученых, это оптимальный способ ухода за собой. Но до того, как это открытие было официально признано, было предпринято немало попыток привнести чуждую северным народам культуру гигиены и быта, что нередко приводило к трагедиям.

Насаждение «советского» образа жизни

Оно началось на Севере в 30-х годах XX века. Борьба с религией, конфискация частных стад в колхозные сочеталась с приобщением северных аборигенов к «цивилизации». В первую очередь, приобщались дети. Их отбирали у родителей, помещали в детские сады при культбазах.

На этих культбазах активисты из числа комсомольцев и коммунистов стали стараться в кратчайшие сроки воспитать новый тип человека, шагнувшего из первобытного строя в коммунизм. Конечно, однозначно вредными такие преобразования считать неправильно. Например, они способствовали массовому распространению информации среди местного населения. Школы и библиотеки расширяли кругозор, углубляли знания людей. Здесь можно было получить квалифицированную медпомощь, купить необходимые товары.

Но агрессивное навязывание культуры быта, например, мытье в бане с мылом — поцедура, ставшая для детей обязательной, не была однозначно полезной. Более того, многие стали болеть и умирать. Родители стали похищать детей с культбаз, возвращать в родные стойбища. Это же стало одной из причин восстаний активно вспыхивавших на Севере против власти в 30-50 годах.

Адаптация к местной среде обитания

Уже никто не отрицает, что насильственное внедрение бытовых и гигиенических правил для народов, выработавших собственные привычки и правила в этой сфере, больше вредны, чем полезны. Причин здесь несколько.

Первая — организм аборигенов, веками не знавших горячей воды, реагировал на нее негативно. Проявлялись сбои со стороны сердечно-сосудистой системы.
Вторая — горячая вода смывала наружный жировой покров с кожи туземцев. А он выполнял защитную роль, оберегая от переохлаждения, сухости покровов, болезнетворных бактерий. Лишившись естественной защитной пленки, жители Севера становились гораздо более уязвимы к внешним природным факторам, бактериям и вирусам.
Третья — это массовый летний вылет гнуса. Наружный задубевший слой эпидермиса, смешанный с жиром, не только отбивает запах человеческого тела, притягивающий насекомых, но и мешает им прокусить кожу.

Отчуждение от привычного образа жизни, спаивание северных народов

Со временем политика СССР в отношении аборигенов Севера стала более либеральной. Однако курс на города никуда не делся. Изменились методы. В 60-70-е гг. к бане стали приучать водкой. Тем, кто помылся в бане, наливали стакан спиртного.

Мытье быстро стало профанацией. Быстро окатив себя в бане водой, местные жители, демонстрируя струи, стекающие с тела, требовали «награду». Такая практика, вкупе с низкой генетической толерантностью местных жителей к алкоголю, привела к трагедии. Коренное население стало резко убывать...

Сегодня городские представители коренных народов Севера принимают и ванну, и душ. Электрификация стойбищ, использование репеллентов и современной одежды для защиты тела, отказ от традиционных способов хозяйствования позволили северному населению адаптироваться к новым бытовым условиям. Но у ученых появились новые данные. Слишком частое мытье, популярное у современных городских жителей, сегодня признано вредным не только для туземцев, но и для европейцев.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи