Было ли хазарское иго на Руси
Хазария, или Хазарский каганат, была крупнейшим государством Восточной Европы на протяжении нескольких веков. Она оказала глубокое влияние на судьбы народов, живших на ее территории и по соседству. Больше двух веков ведутся дискуссии о хазарском следе в ранней русской истории.
Великая Хазария
Хазары были тюрками, пришедшими из глубин Центральной Азии. В VII веке они основали обширное государство в степях Приазовья, Крыма, Подонья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. И подчинили себе множество проживавших там народов. Влияние Хазарского каганата простиралось на Поднепровье, Среднее Поволжье и Закавказье. Хазары воевали с арабами и остановили экспансию Арабского халифата на север.
В середине VIII века один из знатных хазар – Булан – принял иудаизм. Через некоторое время потомки Булана заняли важные посты в Хазарском государстве. Один из Буланидов носил титул бека и являлся фактическим правителем Хазарии. Каган был низведён до положения номинального монарха, который царствует, но не правит.
В системе международных отношений тех лет Хазария стояла почти на одном уровне с Византией. Константинопольские императоры выдавали своих дочерей за членов хазарского правящего дома, не обращая внимание на различие вер. Правда, они неоднократно предпринимали попытки убедить хазарскую элиту креститься (в частности, с такой миссией в 861 году в Хазарию прибыл Константин, будущий святой Кирилл, просветитель славян), но безуспешно. Титул кагана приняли, для большей важности, древнерусские князья – Русский каганат известен уже в 839 году, а Ярослав Мудрый ещё в середине XI века в торжественных случаях именовался каганом.
В русской историографии с конца XVIII века обсуждается вопрос, можно ли считать, что Русь или какая-то её часть прошла через подчинение Хазарии. Основания для таких суждений содержаться в древнерусских летописях и в редких письменных источниках самой Хазарии.
«По шелягу от рала»
«Повесть временных лет», рассказывая о судьбе Киева через неопределённое время после смерти Кия и его братьев Щека и Хорива, говорит, что пришли к полянам хазары и приказали платить им дань. И поляне отдали хазарам по мечу от каждого двора. Тогда хазарские старейшины якобы подумали, что в этой дани есть намёк: придёт время, и поляне будут брать дань с хазар силою меча. «Так и сбылось, – заключал летописец, – владеют русские князья хазарами по сей день».
По-видимому, в тот момент символическая дань не произвела на хазар впечатления, так как, согласно той же «Повести», в 859 году, когда варяги брали дань со словен, чуди, веси, мери и кривичей, хазары собирали ее с полян, северян, радимичей и вятичей. Дань хазарам составляла «шеляг от рала и куницу с дыма».
Рало — это плуг, но в нашем случае это единица измерения площади пахотной земли – сколько один человек может вспахать плугом за один день. Шеляг – шиллинг, немецкая серебряная монета, что указывает на развитые уже в ту пору товарно-денежные отношения восточных славян (если это, конечно, не выдумка летописца, жившего в XII веке). Куница – шкурка куницы, дым – одно домохозяйство.
В 862 году в Киев пришли из Новгорода от Рюрика его бояре Аскольд и Дир и нашли полян, платящих хазарам эту дань. Летопись не уточняет, когда прекратилась её уплата: сразу ли, как только Аскольд и Дир начали княжить в Киеве, или спустя двадцать лет, когда в Киев пришёл Олег, убил Аскольда и Дира и сел там править от имени Игоря, малолетнего сына Рюрика.
Летопись сообщает, что в 884 году Олег победил племя северян и приказал им платить дань не хазарам, а ему. Так же он поступил в следующем году и с радимичами. Таким образом, три славянских племени, согласно «Повести временных лет», в конце IX века освободились от хазарской зависимости. Вятичи платили хазарам дань дольше. Только в 964 году киевский князь Святослав Игоревич сделал их своими данниками.
Как хазарин Песах разгромил русского князя Олега
Согласно анонимному источнику из Хазарии, обнаруженному среди древневосточных рукописей только в начале XX века, отношения между Хазарией и Русью складывались сложнее. Это письмо, как полагают большинство учёных в наше время, представляло собой дополнение к переписке между хазарским беком Иосифом бен Аароном и испанским евреем, вельможею Кордовского халифата, Хасдаем ибн Шафрутом. Адресатом данного документа, считается Хасдай, автор же его неизвестен.
В письме излагается легенда о том, как хазары приняли иудаизм (в хрестоматийной форме: сравнение религий и диспут между их представителями, по итогам которого решили, какая вера лучше). Далее рассказывается эпизод войны между Византией и Хазарией, в которой приняло участие русское войско во главе с Олегом (Хельгу). Это происходило в 939-944 гг. Сначала Олег, будучи союзником Византии, захватил Керчь, принадлежавшую Хазарии. В ответ хазарский военачальник Песах предпринял поход на Русь, разбил Олега и, как выражается источник, «подчинил Русь хазарам».
Вслед за этим Олег уже как сателлит Хазарии пошел на Константинополь, но был повергнут вместе со своим флотом. Не решившись вернуться на родину, он предпринял поход в Закавказье, где и погиб.
Некоторые моменты, подкрепляющие данный рассказ, содержатся в русских, византийских и арабских источниках. Из первых двух известно о неудачном походе русов на Константинополь в 941 году. Правда, русская летопись величает князя не Олегом, а Игорем. Арабы же говорят, что некие русы (один источник называет их предводителя Владимиром, уточняяя, однако, что это не имя, а титул) в 943/44 году взяли город Бердаа на территории нынешнего Азербайджана, но вскоре потерпели поражение и вынуждены были отплыть восвояси.
Иго имело место короткий срок и на небольшой части Руси
Сообщение Кембриджского анонима (как называется этот хазарский источник) породило в XX веке концепцию хазарского ига на Руси, подробно развитую Львом Гумилёвым. Он писал, будто в результате разгрома киевского князя Песахом северяне, радимичи и вятичи подпали под власть Хазарии. Само же Древнерусское государство сделалось вассалом Хазарии и оставалось в таком положении до победного похода князя Святослава в 965 году.
Большинство авторитетных историков классифицируют концепцию хазарского ига на Руси как вымысел, хотя не отрицают, что упомянутые выше племена Южной Руси какое-то время могли находиться в даннических отношениях с Хазарским каганатом.
Здесь стоит сказать, что почти весь XX век шли споры о подлинности Кембриджского документа, повествующего о войне Песаха с Олегом. Сама рукопись написана не ранее, чем через сто лет после тех событий, о которых в ней идёт речь. Возникали у учёных сомнения и по другим документам из этой переписки. По-видимому, вопрос об аутентичности указанных источников не может считаться окончательно решённым. Хотя ничего невозможного в том, о чем они сообщают, нет.
Читайте наши статьи на Дзен