Почему англичане хотели присоединиться к Православной церкви
Англосаксонскую цивилизацию принято считать форпостом Запада и вековечным врагом России. Но мало кто знает, что больше столетия Англиканская церковь вела активный диалог с русской православной церковью, а в 1956 году дело дошло почти до церковного объединения.
Англиканство и православие
Разрыв Англии с римско-католической церковью произошёл во многом из-за исторической случайности. Реформацию в стране провёл король Генрих VIII, которому Папа Римский не позволял развестись с женой..
Англиканские «ритуалисты», сохранившие форму западнохристианского богослужения, но вышедшие из подчинения Папе, оказались в двусмысленном положении. С одной стороны, разделяя некоторые догматы дореформационного христианства, по отношению к католицизму они занимали ту же позицию, что и восточные православные церкви. С другой стороны, епископы находились под сильным давлением английской протестантской традиции и кальвинистских проповедников, требовавших права трактовать Библию по-своему.
Миссия Палмера
Серьёзный интерес к православию англичане начали проявлять с XIX века. Это было связано с кризисом самого англиканства, которое фактически лишилось государственных преференций. В это время появилось Оксфордское движение, также именуемое «англо-католицизмом». Теологи Оксфордского университета выдвинули тезис о том, что истинность христианской церкви определяется непрерывностью апостольской традиции. Обосновывая собственную принадлежность к этой традиции, они выступали за объединение всех апостольских церквей. Православные при этом казались более перспективным объектом для диалога, чем католики, так как не требовали от Англиканской церкви административного подчинения.
При императоре Николае I в Россию прибыл одни из видных членов Оксфордского движения, архидьякон Вильям Палмер, интересовавшийся Русской церковью с конца 1830-х годов. При себе у него имелась особая «общительная грамота», выданная англиканским епископом. Палмера приняли ведущие русские богословы – епископ Игнатий (Брянчанинов) и митрополит Филарет (Дроздов). Поначалу просьба Палмера о принятии его в общение с православной церковью была с энтузиазмом воспринята некоторыми славянофилами – они увидели в этом готовность Англии к воссоединению с Православием.
Однако при внимательном рассмотрении основного вероучительного документа Англиканской церкви, именуемого «39 статей», русский Священный Синод насчитал в нём целых 44 ереси.
Палмер согласился отречься от этих ересей, хотя и не признавал их наличия в тексте. Однако процесс его приобщения прервался из-за смерти отца Палмера. В 1852 году архидьякон вновь пытался приобщиться к православию – но восточные священники поставили условием его повторное крещение. В итоге Палмер после долгих духовных исканий в 1855 году перешёл из англиканства в католицизм, не отказавшись от симпатий к православию. В письме к обер-прокурору Синода графу Александру Толстому он писал:
«Что касается до великого богословского вопроса, разделяющего Восточную и Римскую церкви, то, если бы я считал себя вправе навязывать другим свои собственные мнения, я по-прежнему поддерживал бы Греческое богословие как самое древнее и удовлетворительное».
Сближение и разрыв
Усилиями Палмера и других «оксфордцев» в составе англиканской палаты ковокаций появился Греко-русский комитет. С середины XIX века регулярно стали проводиться англиканско-православные конференции (Ламберская, Бонская). Однако принять англиканских священников в полное каноническое общение русские не могли, пока те не разделяли православных догматов. На это, в свою очередь, не решались пойти англичане.
«Это отчётливо показала третья Ламбетская конференция, на которой было признано невозможным для Англиканской церкви принять догматические положения православного учения: иконопочитание, поклонение Богородице и святым, пресуществление Святых Даров, богодухновенность Священного Предания и др.», – отмечает исследователь Юрий Королёв в статье «Взаимоотношения русского православия и англиканства в свете диалога культур».
Тем не менее, контакты продолжились. Русские богословы готовы были признать апостольскую преемственность англиканского священства, в отличие от Папы Римского.
Уже после Октябрьской революции на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 3 августа 1918 года обсуждался вопрос о соединении РПЦ с Англиканской церковью Англии и Епископальной церковью США. Огромный успех в диалоге был достигнут на Московской конференции 1956 года: англикане признали все семь православных таинств, пресуществление Даров, почитание святых и богодухновенность Священного Предания, а также отменили доктрину «филиокве». Однако полного объединения церквей так и не произошло – прежде всего, в силу внутренней разделённости самой Англиканской церкви.
В конце XX века тенденция сближения англиканства с Православием остались в прошлом. В Англиканской церкви возобладал неприемлемый, по мнению православных, либерализм – возведение женщин в священнический сан с 1976 года, а в дальнейшем признание англиканством однополых браков и многие другие новации.
Читайте наши статьи на Дзен