Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-05-04 14:30:09
Николай Сыромятников

Что было бы, если бы Александр Невский столкнулся на поле брани с Чингисханом

Исход подобной битвы можно предсказать сугубо гипотетически – слишком много факторов при этом следует учитывать. Достаточно напомнить главный: монголы и через 100 лет после Чингисхана, при великом князе Александре Невском, оставались грозной военной силой: Русь де-факто продолжала находиться под властью Золотой Орды, правителем которой был внук Тэмуджина, Батый.

Однако, судя по документальным источникам, у обоих этих военачальников тактика и стратегия были во многом схожи.

Как предпочитал воевать Невский

В «Повести о житии Александра Невского» (XIII век, автор неизвестен) описываются правила боя великого князя, не проигравшего, как уверяют историографы, ни одной из 25 битв, в которых он участвовал.

Поскольку нередко войску Невского доводилось биться сразу с несколькими противниками, каждый из которых по силам превосходил русских, полководец, дабы не распыляться, не ослаблять войска и не терять контроль над ситуацией, выбирал бóльшую угрозу и начинал сражение с этим неприятелем. Невский предпочитал наносить упреждающие удары: внезапность нападения он считал важнейшим тактическим приемом, особенно в условиях обладания сравнительно небольшими военными силами. Для реализации этого метода князь постоянно практиковал ведение тщательной разведки, сбора сведений о планах и действиях неприятеля.

Упреждающие удары войска Александра Невского по возможности наносили внезапно, скрытно выступив в район расположения противника – туда, где неприятель этого меньше всего ожидал. Подобная тактика способствовала достижению успеха даже малыми силами. Успешную атаку закрепляли: пораженного и отступающего противника преследовали, чего прежде, до Александра Невского, русские войска не практиковали. Таким образом Невский предотвращал возможные контратаки. К примеру, на Ледовом побоище войска Невского гнали отступавших ливонцев 7 верст.

Тэмуджин: тактика сражений его воинов

Сравнивать масштабы побед Александра Невского и Чингисхана даже неловко: если первый одерживал верх в локальных битвах, то второй завоевывал целые империи. Иноземных современников Чингисхана поражали поразительная выносливость и отменная боеспособность монголов. Кроме того, как отмечал в своих записках итальянский францисканец, посланник Папы при дворе Золотой Орды, Джованни Плано Карпини, монголы были превосходными тактиками.

Монголы никогда не воевали «скопом», у каждого отдельного отряда была своя задача. Предварительно проводилась тщательная разведка, азиаты нападали внезапно и стремились к расчленению войска противника. Они устраивали засады с целью заманить неприятеля в ловушку, маневрировали крупными массами конницы.

Калмыцкий историк Эренжен Хара-Даван в своей книге «Чингисхан как полководец и его наследие» писал, что ведению боевых действий у монголов (как правило, наступательных) предшествовала тщательная подготовка. Специально засланные в неприятельские земли шпионы добывали и доставляли в Орду «языков». Чингисхан лично инструктировал старших начальников и наставлял их, как вести сражения, а потом лично руководил всем фронтом боевых действий. Каждый военачальник докладывал Чингисхану о планах битвы на своем направлении.

Монголы также, как и Невский, при сражении «в поле» предпочитали захватывать неприятеля врасплох (возможно, именно у них русский князь эту тактику и позаимствовал). Если не срабатывал фактор внезапности, азиаты старались обойти противника с фланга – применить «тулугму». Обладая нешаблонным военным мышлением, монголы могли и варьировать свои тактические приемы. К примеру, при битве на Калке (1223 год) они разгромили войска русских князей, притворно отступив – наши отряды ослабили бдительность, рассеялись, а неприятель тем временем, сменив лошадей на свежих, налетел «откуда ни возьмись» и одержал верх в сражении. Русский и польский востоковед Владислав Котвич подтверждал, что монголы, как и Александр Невский, в открытом бою преследовали противника до его полного уничтожения.

Самым главным тактическим приемом монголов Чингисхана историки называют их «изумительную маневренную способность». У каждого воина была превосходная выучка: искусству верховой езды и владению оружием их обучали с малых лет. Кроме того,  командование монгольскими войсками отличалось высокой организацией, энергичностью и активностью. Поэтому быстрая, соизмеримая с обстоятельствами, координация действий, рассредоточение сил на поле боя, давали воинам Чингисхана должный результат в сражениях.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: