Почему кавказские народы не дрались на кулаках до прихода русских
Традиционный русский кулачный бой, устраивавшийся на Масленицу, известен всем, он воспет как в фольклоре, так и в литературных произведениях. А вот у народов Кавказа любимым развлечением на национальных праздниках является борьба на поясах. Причем, до близкого знакомства с русскими горцы почти ничего не знали о кулачном бое. Встречая своих противников, гордые джигиты именно боролись с ними, а не дрались.
Имитация конного боя
С древних времен жители Кавказа оттачивали навыки борьбы на поясах, поскольку эти умения необходимы им во время конного боя. Многие исследователи считают, что причину возникновения национального вида спорта стоит искать в особенностях военной тактики джигитов. А они, как известно, почти никогда не сражались пешими, предпочитая молниеносные конные набеги на противника.
Доктор педагогических наук Александр Кузнецов и заместитель директора СШОР «Витязь» имени М.Ш. Бибишева Ирина Мулюкова совместно написали статью «»Борьба на поясах» как национальный и международный вид спорта», которая вышла в журнале «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта» (том 13, № 3 за 2018 г.). Авторы научной работы отметили, что борьба на поясах была распространена во многих странах, а славяне узнали об этом виде состязаний от представителей тюркских народов, чьи воины-конники в мирное время так оттачивали свое мастерство.
«По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название. Противники сближались, схватив друг друга за кушаки, пытались, подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть, точно воспроизводилась боевая схватка конников», – написали А.С. Кузнецов и И.В. Мулюкова.
Дело в том, что умение быстро схватить противника и сбросить его с седла часто имело решающее значение во время сражения древних кавалеристов. Именно этот боевой навык и тренировали воины-горцы, занимаясь борьбой на поясах. Успех в таких схватках почти гарантировал победу в реальном бою.
Воспитание молодежи
Другую версию возникновения и развития национального вида спорта среди горцев выдвинула кандидат исторических наук Наима Нефляшева в статье «»Чресла свои опоясав, борцы на середину выходят». Национальная борьба на Кавказе. Что было – что стало…», опубликованной информационным порталом «Кавказский Узел»** в октябре 2012 г. Исследовательница считает, что важнейшая функция традиционной борьбы – нравственное и физическое воспитание молодежи, ведь местные мальчики с самого раннего возраста начинали заниматься этим видом спорта.
«Дети, борясь, неодобрительно относились к тем, кто плакал, но большим позором считалось, если более сильный, старший мальчик обижал младшего, вызывал его на борьбу. Однако младший и слабый мог вызвать на борьбу старшего и опытного – так в игре преодолевалось чувство страха», – отметила Н.А. Нефляшева.
Другими словами, во время борьбы дети развивались не только физически, но и усваивали нравственные нормы. Не случайно, в традиционной борьбе на поясах не просто запрещены – абсолютно исключены – все нечестные приемы. А добивать противника, признавшего поражение, вообще, недопустимо.
Родители юных горцев часто поощряют своих детей заниматься борьбой именно ради воспитания мужского характера.
Другое вооружение
Не секрет, что многие тактические приемы, применяемые воинами во время сражений, зависят от их оружия и снаряжения. Например, русский кулачный бой способствует развитию тех навыков, которые необходимы ратнику, владеющему тяжелым обоюдоострым мечом. Об этом кандидат технических наук Владимир Куц написал в своей статье «Особенности вооружения русских дружинников как отображение принципов русского кулачного боя», которая вышла в журнале «Вестник славянских культур» (№ 3 за 2014 г.).
По мнению автора научной работы, боевая пластика воинов-дружинников вырабатывалась в ходе занятий кулачным боем. И такие тренировки позволяли древним ратникам одинаково эффективно сражаться как с закованными в броню европейскими рыцарями, так и с легкой конницей степных кочевников.
Русский воин обычно был снаряжен щитом, шлемом и кольчугой, а основу его вооружения составляли меч, копье и метательные сулицы. Такому дружиннику необходимы и большая физическая сила, и высокая скорость движений. Эти качества русские вырабатывали во время тренировок и занятий кулачным боем.
А вот горцы придерживались противоположной военной тактики, и вооружение у них было другое. Джигиты почти не носили защитной брони, чтобы она не стесняла движений, они делали основной акцент на мобильность и легкость внезапных конных атак. Тяжелые мечи и длинные копья тоже не применялись воинами Кавказа, которые предпочитали шашки и кинжалы.
Поэтому горцам гораздо важнее было на тренировках отрабатывать совсем другие навыки, и занятия кулачным боем им бы особо не пригодились.
Народные традиции
Некоторые исследователи полагают, что кавказские юноши испокон веков занимаются именно борьбой, следуя своим национальным традициям. Всем известно, как бережно горцы относятся древним к обычаям, их сохранению и передаче потомкам. Одна из таких традиций – борьба. Сведения о ней содержатся в древних легендах. Например, грузинская чидаоба, согласно преданию, возникла в результате схватки человека с лесным зверем.
У карачаевцев национальная борьба называется тутуш, у азербайджанцев – гюлеш, у аварцев – эрк вухъу, у осетин – кабыш-кабыш. Каждый народ Кавказа может похвастаться великими бойцами. До официального признания этого вида спорта горцы часто участвовали в соревнованиях по дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбе, завоевав множество международных наград.
Поединки джигитов – обязательный атрибут национальных праздников. Они часто проводятся под зажигательную музыку, а победители получают ценные призы и восторженные аплодисменты зрителей.
Ислам не одобряет
Ислам распространился на Кавказе в XIII-XIV веках, эту религию приняли многие местные народы, с тех пор они стараются соблюдать все предписания имамов. Вероятно, горские юноши предпочитают заниматься борьбой, а не размахивать кулаками, потому что мусульманам запрещено бить кого-либо по лицу. То есть, национальная традиция несколько веков назад была подкреплена еще и религиозным табу.
Начнем с того, что пророк Мухаммед, вообще, не одобрял любые безрассудные поступки, способные причинить вред здоровью или даже жизни человека. В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками [по собственной воле] в опасность [на погибель]!» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 195).
Пророк не просто запрещал удары по лицу человека, но негативно относился и к подобному обращению с животными. Сведения об этом содержат многие сборники хадисов – преданий о жизни и деятельности основателя религии, записанных со слов его ближайших сподвижников и членов семьи. Например, известный исламский ученый Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.) в своем фундаментальном труде «Сахих аль-Бухари» привел такие слова пророка со слов его сподвижника Абу Хурайры: «Если кто-то из вас ударяет [другого], то пусть сторонится [ударов по] лицу» (хадис № 2559).
Другой исламский богослов – Муслим ибн аль-Хаджадж (821-875 гг.) – в книге «Сахих Муслим» привел данную цитату пророка чуть более подробно: «Если кто-то из вас дерется с братом своим [братом по вере, по крови, по общечеловеческому родству], то пусть избегает [ударов по] лицу!» (хадис № 2612).
Мусульмане уверены, что сам Всевышний дарует человеку лицо, поэтому уродовать его или калечить люди просто не имеют права. Даже морды животных должны оставаться неприкосновенными.
Сподвижник пророка Джабир ибн Абдуллах аль-Ансари рассказывал, что основателю религии не понравилось клеймо, которое хозяин поставил на морде осла. Пророк Мухаммед сказал: «Аллах проклял того, кто сделал это [то есть уродует лицо, даже если это касается животного]» («Сахих Муслим», хадис № 2117).
Вся жизнь – борьба
В течение долгих веков жизнь на Кавказе приучила мужчин быть постоянно готовыми к схватке с противником, поэтому они регулярно тренировались, поддерживая мышцы в тонусе. Если из-за каждой скалы на тебя может выскочить боец, вооруженный кинжалом, чтобы совершить кровную месть, то тебе волей-неволей приходится совершенствовать приемы борьбы.
Все-таки кулак против лезвия не годится, в такой ситуации необходимо суметь ловко вывернуться из-под удара и самому схватить противника за одежду. Дальше – дело борцовской техники. Ловкий бросок врага на острые камни сразу же снижает опасность для собственной жизни, отброшенный в ущелье кинжал – тем более.
К тому же, на узенькой горной тропинке, ведущей через перевал, просто опасно размахивать руками: можно оступиться и потерять равновесие. В подобных условиях гораздо эффективнее использовать навыки, полученные во время занятий традиционной борьбой на поясах.
** — средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, и (или) российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента
Читайте наши статьи на Дзен