Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-07-08 12:30:53

В какие страны убежало больше всего русских старообрядцев

Во второй половине XVII века Россию потрясла невиданная религиозная смута – Раскол православной церкви, спровоцированный реформаторской деятельностью патриарха Никона по «исправлению» богослужебных книг и обрядов.

Великий Раскол

Большинство историков считает, что питательной почвой для Раскола послужили неблагоприятные социально-экономические изменения: «революция цен», падение уровня жизни, рост налогов, усиление царского абсолютизма и произвола воевод, введение крепостного права. В движении за сохранение старого обряда выразился стихийный протест против всех этих негативных веяний времени.

Сторонники старого обряда – старообрядцы или раскольники – стали подвергаться жесточайшим преследованиям властей. Только за семь лет правления царевны Софьи (1682-1689) было живьём сожжено, по судебным решениям, семь тысяч последователей Раскола, не считая жертв массовых самосожжений, которым подвергали себя раскольники, чтобы не сдаваться в руки властей.

Раскольники старались селиться общинами подальше от больших городов Российского государства, на окраинах. Особенно много старообрядцев было среди казаков. Хотя в XVIII веке гонения на старообрядцев смягчились, раскольники по-прежнему не могли публично исповедовать свою веру. Многие в результате этого отказались от церковной иерархии и перешли к тому, что практиковалось в большинстве протестантских сект Запада – каждый верующий имел право самостоятельно толковать Библию и совершать обряды. Благодаря этому возникло немало староверческих толков, весьма далеко отошедших от православия.

Преследования вызвали массовую эмиграцию старообрядцев, не прекращавшуюся до начала XX века. Потери народонаселения России, вызванные этим бегством, не поддаются точной оценке. Можно лишь наметить некоторые основные направления, по которым староверы бежали из России.

Польша

Ещё в 60-е годы XVII века немало раскольников бежало из центральных областей России в Украинское гетманство. Последнее, хотя и было присоединено к России, пользовалось ещё какое-то время автономией. Произвол царских властей там ощущался меньше. Староверы осели в основном на землях Стародубского полка войска Запорожского – ныне это запад Брянской области РФ. Напоминанием о тех временах служит немалый процент старообрядцев в населении области. В 1963-1989 гг. в Новозыбкове Брянской области размещалась резиденция архиепископа – главы одной из русских старообрядческих церквей.

В конце XVII века большинство староверов из-за гонений ушло из Стародубского полка на территорию Речи Посполитой. Там под покровительством магната Халецкого они основали Ветковскую слободу на реке Сож (ныне Гомельская область Белоруссии). Поляки терпимо относились к старообрядцам, так как те были противниками официального московского православия. Но в конце XVIII века, после ликвидации Речи Посполитой Екатериной II и возобновления гонений на раскольников, Ветковская слобода рассеялась. Раскольники разбрелись по России.

Впрочем, в западных областях (Польше, Литве, Белоруссии) их по-прежнему оставалось немало. Они старались селиться в глухих местах, не привлекая внимания. После подавления Польского восстания 1830-1831 гг. царское правительство не препятствовало богатым русским раскольникам покупать конфискованную у мятежных магнатов землю и основывать там старообрядческие поселения. По переписи 1897 года, в Привислинских губерниях проживало около 10 тысяч старообрядцев, а в Белоруссии и Литве – больше 200 тысяч. Эти цифры дают заведомо неполное представление о числе старообрядцев, бежавших из России в католическую Речь Посполитую.

Турция

Османская империя, вопреки мифам, распространённым о ней в Европе, проводила весьма веротерпимую политику, если сравнивать её с практикой тех же европейских государств. Иначе и быть не могло в стране, где большинство исповедовало христианство и иудаизм, а отнюдь не  ислам. Турки облагали немусульман двойным налогом, согласно установкам Корана, предоставляя иноверческим общинам полную свободу вероисповедания и внутреннее самоуправление. Конечно, при соблюдении совершенной политической лояльности властям.

В 1707 году в области Войска Донского вспыхнуло восстание против царских властей, вызванное розыском и насильственным возвращением беглых крепостных и рекрутов из России. Дон поднялся под предводительством казака Кондратия Булавина. Большинство донцов придерживались тогда Раскола. Восстание было жестоко подавлено войсками Петра I.

Спасаясь от расправы, большая группа казаков-староверов с семьями, имея во главе Игната Некрасова, переселилась в земли Крымского ханства и приняла турецкое подданство. Всего ушло до 8 000 казаков, получивших с тех пор имя «некрасовцы». В дальнейшем они переселились за Дунай, на территорию нынешней Румынии, и в другие местности Османской империи. Некрасовцы ещё в Крымскую войну состояли на военной службе у султана, воюя против русского царя. Однако раздробленные временем на мелкие общины, они уже к началу XX века практически исчезли как группа.

Румыния

Ещё одним притягательным центром эмиграции старообрядцев в XVIII веке стали Дунайские княжества — Молдавия и Валахия. Они признавали над собой верховную власть турецкого султана, но пользовались автономией. Государственной религией в них всегда оставалось православие.

С начала XVIII века в Дунайских княжествах сложились общины русских старообрядческих мигрантов, получившие название «липоване». Несмотря на ассимиляторскую политику всех румынских правительств в отношении липован, начиная с 1918 года, их в настоящее время насчитывается до 100 тысяч человек. Это дает некоторое представление о масштабах переселения раскольников на Дунай в былое время. В Браиле на Дунае располагается резиденция митрополита Русской православной старообрядческой церкви в Румынии.

***

Невозможно перечислить все страны, куда бежали старообрядцы, равно как и подсчитать точно количество эмигрантов за три с половиной столетия. Ещё в конце XVII века несколько десятков казаков-старообрядцев, оборонявших Албазин от китайских войск, предпочли переселение в Китай возвращению под власть русского царя. А в начале XX века, после завершения Гражданской войны в России, на территории Северо-Восточного Китая, в «империи Маньчжоу-Го», созданной японскими оккупантами, нашли приют несколько тысяч семей старообрядцев, бежавших от большевистских экспериментов по национализации, раскулачиванию и насаждению атеизма. Уже в 50-е годы прошлого века многим из этих старообрядцев пришлось вторично бежать из «коммунистического рая» – теперь уже китайского. Так около 2 000 русских оказались в Боливии.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: