Зачем Русская Православная церковь заключила союз с Золотой Ордой
Во многих публикациях повторяется данный тезис, и он, в общем и целом, справедлив. Русская православная церковь отнеслась терпимо к владычеству татар, когда стало ясно, что Орда сохраняет в неприкосновенности не только веру покорённых народов, но и порядки земельной собственности.
Русские книжники XIII-XIV веков – а это почти исключительно священнослужители – перенесли на золотоордынского хана понятие о верховной светской власти. Они величали его титулом «царь», которым до тех пор на Руси называли только византийского императора. Со своей стороны, Золотая Орда была заинтересована в таком идеологическом обеспечении своего владычества над Русью.
Новые пространства для православного миссионерства
В 1257 году, повелев произвести первую перепись населения своего «русского улуса», хан Берке освободил от неё Русскую церковь. Земли епископских кафедр и монастырей получили иммунитет от уплаты дани. В 1267 году это было подтверждёно новым ханом Менгу-Тимуром в грамоте на управление Русской церковью, выданной им митрополиту Кириллу III. Такие грамоты – ярлыки – давались ханами не только князьям, но и митрополитам. Тем самым, статус митрополита становился даже выше статуса великого князя, так как великих князей на Руси могло быть одновременно двое и больше, митрополит же – только один.
Монголо-татарские завоевания открыли перед Русской церковью обширные территории для приобретения новой паствы – вплоть до гор Средней Азии и границ Китая. При этом на просторах монгольских ханств уже жило немало христиан – из несторианской церкви, объявленной православными еретической ещё в V веке. На них, в первую очередь, и было направлено миссионерство Русской церкви в Орде.
В 1261 году Берке разрешил Кириллу III основать новую епархию в Сарае – столице Золотой Орды. Сарайским епископам подчинялись православные Золотой Орды, им разрешалось вести миссионерскую деятельность по всей её территории.
В это время некоторые татарские вельможи и представители ханского семейства принимали православие. Крестился знаменитый Неврюй, союзник Александра Невского, предводитель карательного похода на Русь в 1252 году. Летопись называет его Алекса Неврюй. Известно сказание о татарском царевиче, крестившемся под именем Пётр близ Ростова Великого в 1267 году. От татарских вельмож, крестившихся во второй половине XIII – начале XIV веков, произошли знаменитые впоследствии на Руси знатные роды Беклемишевых, Мещерских, Годуновых, Сабуровых. Некоторые русские князья (Глеб Василькович, Феодор Ростиславич и др.) женились на татарских царевнах, которые при этом принимали православие.
С 1320 года, когда государственной религией в Золотой Орде окончательно стал ислам, миссионерская деятельность Русской церкви там была ограничена. Ей запрещалось приводить в православие мусульман. Вместе с тем, она продолжала действовать среди многочисленных в Орде других христианских общин и среди язычников.
Глобальная конкуренция с католичеством
Понимание причин, почему Русская церковь относилась благожелательно к ханскому владычеству, будет неполным, если не учесть сложной ситуации, сложившейся в мировом православии после Четвёртого крестового похода. В 1204 году западные крестоносцы оккупировали Константинополь. На кафедру вселенского патриарха стали поставляться католики. Православная патриархия удалилась в Никею. Период вынужденного изгнания центра православия продлился до 1265 года.
Именно на это время и пришлось монгольское нашествие. Католическая церковь усилила свои притязания на русскую паству. Ватикан всячески стремился использовать монгольские завоевания в своих интересах. С одной стороны, для него, благодаря веротерпимости ханов, также открылись широкие пространства для миссионерской деятельности. С другой стороны, он стал подбивать русских князей к восстанию против Золотой Орды, обещая помощь западноевропейских государей в обмен на принятие русскими католического вероучения.
С первой целью – наладить на просторах Монгольской империи пропаганду католичества – уже в 1246 году в Каракорум к великому хану Гуюку прибыл папский легат Джованни Плано Карпини. В 1253-1254 гг. Монгольскую державу посетил посол короля Франции Людовика IX Святого Гийом де Рубрук. Со второй целью папский престол подстрекал к выступлениям против монголов галицкого князя Даниила Ярославича. В 1248 году Папа Иннокентий IV направил другому русскому князю, прославленному Александру Невскому, два послания, в которых побуждал его обратиться в католичество, обещая за это помощь Тевтонского Ордена против Золотой Орды. Летописи сохранили и свидетельство о прибытии в Новгород к Александру папских легатов.
Таким образом, в это время Русской церкви приходилось бороться с возрастающим влиянием Римско-католической церкви на Руси и в мировом христианстве вообще. И средство для этого она нашла в установлении доброжелательных взаимоотношений с сильнейшей на тот момент империей в Евразии.
И можно сказать, что этот раунд борьбы был выигран православием у католичества благодаря поддержке Золотой Орды. Хотя православие, в свою очередь, проиграло там исламу, но католичество не было пущено вглубь Евразии. Влияние католичества на ордынских землях ограничилось только причерноморскими и приазовскими городами (Сурож, Кафа, Тана) с преимущественно итальянским населением.
Памятником успешного миссионерства Русской православной церкви той эпохи должно служить обращение в православие и начавшееся обрусение разноплеменных (хазарских, татарских, черкесских и иных) предков казачества на Нижнем Днепре (запорожцы или черкасы), на Дону, на Хопре (казацкое государственного образование Червлёный Яр, известное с XIV века). Оно на многие века определило последующую географическую конфигурацию российского государственного строительства.
Исторический результат этой деятельности Русской церкви в XIII-XIV веках до сих остаётся недооценённым учёными (за исключением, пожалуй, лишь Георгия Вернадского и Льва Гумилёва).
Читайте наши статьи на Дзен