Филипп Вудс: как английский интервент стал «королем Карелии»
Полковнику британской армии Филиппу Вудсу судьба подарила уникальный шанс. В одночасье он едва не превратился в олицетворение строчки из «Интернационала: «кто был ничем, тот станет всем». Оказавшись в Гражданскую войну на Русском севере, он получил неофициальный титул «короля Карелии» и чуть не сделался монархом карелов, жаждавших независимости.
Кусок пирога
Прежде чем проследить путь «рядового ирландца» в «карельские монархи», стоит напомнить о сложившейся в регионе ситуации. Весной 1918 года Олонецкий край (сегодняшняя Карелия) стал лакомым куском для Финляндии, чуть ранее провозгласившей независимость от новой Страны Советов. В ходе начавшейся в Финляндии Гражданской войны «белые» при поддержке немцев не только разгромили «красных», но и вторглись на территорию Карелии.
Для Британии успехи финно-немецких войск на севере грозили неприятностями, поэтому Антанта отправила в Мурманск несколько военных частей. Британские командиры обязаны были поддержать местных карелов в их борьбе с захватчиками. В числе командированных на Русский Север оказался и ирландец Филипп Вудс, который позднее описал события и личные впечатления в книге «Карельский дневник».
Карельская авантюра
Только будучи в отставке Вудс тихо-мирно работал по специальности – занимался дизайном. Вся его остальная жизнь – череда больших и маленьких авантюр. Во время войны с бурами в Южной Африке он завербовался в конную полицию, где «понюхал пороху» наряду со всевозможными авантюристами и неудачниками, для которых закон был не писан. В 1914 году вступил в Ольстерскую дивизию и показал себя отменным офицером на фронтах Первой Мировой.
Вернувшись с фронта, некоторое время командовал фиктивным полком, который значился только на бумаге. Даже женился Вудс, скорее, со скуки, а не по большой любви или из-за желания коротать вечера у домашнего очага. В 1918 году Вудсу предложили командировку на Русский Север. Задачи операции поначалу не разглашались, поэтому бравый офицер с трудом представлял, что же от него потребуется. Тем не менее, на командировку согласился, не желая упускать очередную авантюру и новые возможности.
Беглец и «бородачи»
Вудсу поручили сформировать из местных карелов полк для контроля железной дороги на Петроград. Ирландец с рвением исполнил задачу – собрал сначала 65 человек, а затем еще порядка 500. Некий гибрид партизанского отряда и военного подразделения стали называть Королевским ирландским карельским полком. Вудс даже форму для своих солдат разработал. Якобы зеленые шапки со счастливым ирландским трилистником на кокарде Вудс приказал пошить из зеленого сукна с бильярдных столов.
Карельский полк во главе с Вудсом одержал серию побед, выбил немцев из Вокнаволока и вышел на старую границу Карелия-Финляндия. Там бравый командир создал серьезную пограничную заставу, а сам вернулся в Кемь. Именно в этом месте ему вскоре было сделано одно из самых заманчивых предложений в жизни – стать монархом независимой Карелии.
Беглец (так Вудса называли в секретных донесениях) быстро привык к необузданной жестокости «бородачей». Он с легкостью закрывал глаза на бесчинства «дикарей», понимая что о гуманной войне здесь речь вести бессмысленно. Подчиненные уважали командира за то, что он не лез в чужой монастырь со своим уставом и не пытался диктовать цивилизованные правила борьбы с врагом. Уже тогда они называли его «королем Карелии». Позднее Вудс писал, что любое возражение считалось тут «проявлением слабости», поэтому он хладнокровно выслушивал доклады о кровавых расправах и не наказывал тех, кто сдирал с врагов кожу, потрошил и подвешивал на деревья. Вудс не только не останавливал солдат-карелов, но и нередко подстрекал подчиненных, обещая им золотые горы – свободу и мир.
Ирландский розыгрыш
После неустанных подначиваний Вудса в начале 1919 года карелы написали петицию британскому правительству. В ней они сетовали на собственное положение, при котором с советской Россией они «сжиться не могут и не желают», да и с Финляндией «быть не хотят». Карелы просили защиты у Британии, при этом возглавить национальное освободительное движение карелы предлагали Вудсу. А еще пообещали, что он станет полновластным правителем нового государства.
Документ оказался на столе у британского министра иностранных дел, который для урегулирования ситуации с «независимостью карелов» направил в регион эмиссара. Тот быстро оценил происходящее и назвал карельскую петицию «очередным ирландским розыгрышем» полковника Вудса. Сам Вудс, похоже, смотрел на происходящее с юмором и интересом, прекрасно понимая, что никто не пойдет на то, чтобы дать «бородатым дикарям» независимость.
Уже к концу 1919 года британцы покинули спорный регион, а Карельский полк был распущен. Часть бывших подчиненных Вудса сражалась с Советской властью, часть – с белыми, а кто-то вернулся в родные селения и попытался зажить мирной жизнью. Некоторые из «дикарей» позднее оказались в лагере на Соловках. Но о судьбах своих «подданных» «карельский монарх» ничего не узнал, ведь на Родине его ожидали новые искушения и авантюры. Теперь уже не на военном, а на политическом поприще.
Читайте наши статьи на Дзен