Почему украинские гайдамаки воевали «за матушку-царицу» Екатерину
Гайдамаками прозвали участников крестьянских восстаний XVIII века на Правобережной Украине, входившей тогда в состав Польши. Слово «гайдамак» происходит от турецкого корня, означающего «нападать, гнать». Гайдамаки воевали против гнёта польских панов и католической церкви.
Самое мощное восстание гайдамаков произошло в 1768 году. Повстанцы прозвали себя «колиями», а само выступление приобрело название «Колиивщина». По мнению большинства историков, это наименование произошло от украинского глагола «колоти»: гайдамаки похвалялись, что колют поляков и евреев как свиней… Как обычно во время народных восстаний на Украине, одним из объектов всеобщей ненависти становились евреи – арендаторы и откупщики казённых монополий.
Гайдамацкое движение
С тех пор, как в конце XVII века Польша и Россия разделили между собой Украину по Днепру, для польских панов наступила более спокойная пора. Сильно досаждавшая им раньше Запорожская Сечь ушла из польского подданства — её постоянные метания между Россией и Турцией поляков уже не тревожили. Поэтому первая половина XVIII века была отмечена в Польше (как и в России, впрочем) дальнейшим усилением крепостного права. Это и вызвало начиная с 1734 года серию новых восстаний на Правобережной Украине, в которых повстанцам пришлось обходиться своими силами, уже без помощи запорожцев. Конечно, эти восстания были обречены на поражение..
Правда, гайдамаки обычно надеялись на то, что единоверная православная Россия не оставит их в беде. Но в Петербурге всегда с опасением смотрели на эти выступления, грозившие потрясением крепостнических отношений не только Польше, но и Российской империи. При этом Россия во второй половине XVIII века целенаправленно вела дело к ликвидации Польского государства, но освобождать украинских крестьян от феодального гнёта при этом вовсе не собиралась.
Барская конфедерация
Поводом к Колиивщине послужило обострение отношений между Россией и Польшей, вызванное сопротивлением консервативно-католических кругов Речи Посполитой давлению России. В конце 1767 года польско-литовский сейм принял закон об уравнении в правах религиозных «диссидентов» (то есть православных и протестантов) с католиками и униатами. Речь, конечно, шла только о сословиях, обладавших политическими правами, то есть о дворянах, духовенстве и богатых горожанах. Но православное крестьянство, чутко ловившее политические новости, увидело в этом решении проблеск надежды на смягчение панского гнёта.
Значительная часть шляхты и ксёндзов не приняла решения сейма. Пользуясь старинным правом вето, которым обладал любой шляхтич, сторонники сохранения старых привилегий католиков собрались на сепаратный сейм в городе Бар на Подолье, где 29 февраля 1768 года провозгласили конфедерацию, то есть узаконенное обычаем восстание против королевской власти. Барская конфедерация сразу стала наводить свои порядки на Правобережной Украине. Банды шляхты уничтожали православные храмы (где они ещё оставались), убивали крестьян, пытали и резали православных священников, угрозами заставляя их переходить в католичество. Доставалось даже униатским священникам, за неимением православных во многих местах.
Колиивщина
Ответом на такой всплеск насилия стало вооружение и восстание украинских крестьян. Наибольшую силу весной и летом 1768 года приобрели отряды под предводительством таких народных атаманов, как Максим Зализняк, Никита Швачка, Семён Неживый и в особенности Иван Гонта. Последнему удалось объединить под своим началом большинство гайдамацких отрядов.
Иван Гонта был начальником надворных казаков (то есть частного войска) богатого магната Франциска Потоцкого. Он был послан на защиту города Умань, где от гайдамаков укрылось несколько десятков тысяч польских панов, богатых мещан и евреев с членами их семей. Но Гонта во главе своих казаков перешёл на сторону гайдамаков. Умань была взята 20 июня, укрывавшиеся там беженцы подверглись беспощадной резне, в ходе которой было убито больше 12 000 человек. Досталось под горячую руку и православным, которых гайдамаки подозревали в человеческом сочувствии к польским и еврейским беженцам.
Подложные грамоты от имени императрицы
Одновременно с началом Колиивщины польский король Станислав Понятовский (один из бывших любовников Екатерины II) запросил у России помощь в борьбе против конфедератов. Русские войска (в составе которых начинал тогда свой победный полководческий путь А. В. Суворов) в апреле 1768 года пересекли границу Речи Посполитой.
«Когда известие об этом распространилось среди населения, — писал украинский историк Михаил Грушевский, — последнее поняло этот шаг в том смысле, что русское правительство посылает своё войско для освобождения Украины от Польши. Снова появились слухи о царицыных грамотах, затем показывались также копии такой «Золотой грамоты», повелевавшей истреблять поляков и евреев и самое имя их уничтожить за притеснения, учинённые ими православной вере. Эти тексты были подложны, но им верило не только население, но и сами руководители восстания».
Расправа с восставшими
Такая политическая наивность гайдамаков способствовала быстрому подавлению восстания. Русские войска пришли не для мщения за православную веру, а для восстановления порядка шляхетско-католического королевства. «Один из начальников русских отрядов [полковник Гурьев], — пишет далее Грушевский, — придя к Умани, пригласил к себе Гонту и Зализняка и арестовал их». Это случилось уже в начале июля 1768 года. Колиивщина вскоре прекратилась.
Взятых в плен предводителей, являвшихся польскими подданными, передали на расправу польским властям. Гонта был приговорён к медленной изуверской казни, которую должны были вершить над ним в течение двух недель. Впрочем, на третий день мучений Гонты коронный гетман Браницкий приказал их прекратить, отрубив предводителю восстания голову. Всего за год работы польской судебной комиссии больше 300 повстанцев было казнено самым мучительным образом, тысячи подверглись другим видам наказаний. Дорого заплатило украинское крестьянство за иллюзии по поводу «матушки-императрицы».
Действия русских властей в отношении российских подданных (запорожцев), замешавшихся в Колиивщину, оказались, впрочем, гуманнее. Зализняка, Неживого и Швачку били кнутом и по вырывании ноздрей отправили на вечную каторгу. Разными карами были наказаны десятки гайдамацких предводителей. Большинство пленных просто отпустили.
Разгром Барской конфедерации привёл к первом разделу Речи Посполитой в 1772 году. По нему Россия, однако, ещё не присоединила к себе Правобережную Украину. Это произошло только после второго раздела в 1793 году. Но и после этого крепостное право на Украине не только было сохранено, но ещё и распространилось на те категории крестьян, которые при короле оставались лично свободными.
Читайте наши статьи на Дзен