Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-08-04 14:00:55

«Бессердечный»: почему индейцы так называли правителя Аляски Александра Баранова

На волне разрушения исторических монументов в США летом 2020 года власти штата Аляска приняли решение перенести памятник первому Главному правителю русских колоний Александру Баранову. Как заявили представители горсовета Ситки (бывшего Ново-Архангельска), деятельность Баранова нанесла «историческую травму» коренному населению Аляски – индейцам-тлинкитам. Резолюция за подписью мэра Гэри Пэкстона напоминает, что тлинкиты дали Баранову прозвище «No Heart» («Бессердечный»). Главный правитель действительно враждовал с индейцами, однако, несмотря на кровавые инциденты, коренные американцы, в конце концов, примирились с ним.

 

Баранов в Стране тлинкитов

Продвигаясь на юг по западному побережью Северной Америки, покорители Аляски в конце XVIII века достигли так называемой Страны тлинкитов. Эти земли принадлежали суровому и воинственному народу, чьи кланы вели беспрестанные войны между собой. Занимались индейцы тем же самым, чем и русские промысловики – охотой на морского бобра (калана).

Тлинкиты (в русских документах их именуют «колюжами» или «колошами») хорошо знали воинское искусство, причём сражались не только копьями и кинжалами. Тлинкиты массово выменивали у английских и американских торговцев огнестрельное оружие на мех каланов. Иногда они покупали даже пушки. Кроме того, из туземцев Северной Америки они чуть ли не единственные использовали деревянные доспехи, которые могли защитить от мушкетных пуль. Однако самая большая проблема заключалась в другом. Многие индейцы не верили в то, что русские – великий и многочисленный народ – слишком уж малое число колонистов прибывало на Аляску.

С воинством колюжей Баранову пришлось впервые столкнуться в 1792 году, когда он отправился исследовать залив Принс-Уильям. На острове Нучек напавшие тлинкиты едва не убили Баранова. В бою погибли 12 членов его отряда, а сам Главный правитель спасся лишь благодаря металлической кольчуге. Впоследствии он всегда ходил по Ново-Архангельску в броне – отчасти за это Баранова прозвали «Российским Пизарро».

 

Индейская война

Чтобы «замирять» воинственных тлинкитов, Баранов использовал тактику карательных акций. Поначалу, однако, они не были слишком жестокими. В 1800 году, обосновавшись на острове Ситка, Баранов пригласил индейских вождей на празднование Пасхи. Но краснокожие ограбили посланную к ним переводчицу. Оскорбившись, колонисты через пару дней приволокли в индейское селение пушки и дали холостой залп. Обидчики разбежались кто куда и через некоторое время попросили у русских прощения.

Ситуация изменились к худшему в 1802 году, после того, как восставшие колюжи напали на Архангельскую крепость и убили около 200 колонистов. Силы были неравны. На южном побережье Русской Америки проживало 10 тысяч тлинкитов, в то время, как под началом Баранова было лишь около 1000 человек (из них всего 120 русских). Однако Главный правитель решился на военные действия и через два года вернулся на Ситку.

«Поскольку ситкинцы разорили нашу крепость и перебили многих невинных людей без всякой причины, то мы пришли наказать их», – объявил он индейцам.

Тогда, в октябре 1804 года, около 30 тлинкитов погибли, обороняя крепость Молодого Дерева (Шисги-Нуву). Военные действия разной степени интенсивности продолжались ещё несколько лет, жертвами противостояния стали 45 русских и около 230 туземцев. Война закончилась фактическим перераспределением зон промысла между русскими и колюжами.

«Позволь нам быть братьями»

Баранов причинил индейцам немало обид. Александр Зорин, автор книги «Индейская война в Русской Америке», сообщает, что Главный правитель обещал колюжам заплатить за их землю, но так и не сделал этого. Его люди нередко захватывали индейских женщин, насиловали их, а затем отсылали обратно мужьям. Кроме того, индейцы, привлечённые Российско-Американской компанией к сельскохозяйственным работам, трудились практически задаром.

Тем не менее, когда в 1818 году Главный правитель получил отставку и собирался уехать в Россию, к нему явился один из самых давних его врагов, вождь тлинкитов Котлеан: Индеец произнёс такую речь:

«Мы ненавидели тебя, ты выбил наш куан из его дома. Ты покарал наш народ. Ты отнял у нас нашу торговлю. Четырнадцать лет мы готовили месть. Теперь, однако, мы все уже старики, стоящие на пороге смерти. Позволь нам быть братьями».

Баранов поблагодарил аборигенов и подарил им на память свою кольчугу. Таким образом, тлинкиты в итоге примирились с Главным правителем. Более того, в 2004 году индейский клан киксади в честь 200-летия битвы при Шисги-Нуву заключил ритуальный мир с Россией со всеми церемониальными тонкостями.

Вспоминая о «бессердечии» Баранова, сегодняшние активисты BLM на Аляске фактически повторяют тезисы раннесоветской историографии, которая критиковала «царизм» за жестокость при освоении Русской Америки. При этом они забывают, что туземцы были агрессивны, а без сильной руки русская колония на Аляске вообще могла не выжить.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: