Кем по национальности был великий завоеватель Тамерлан
Тимур, или Тамерлан, как его прозвали на Западе, относится, наряду с Аттилой и Чингисханом, к числу завоевателей, сильнее всего потрясших воображение современников и оставивших по себе долгую тяжёлую память в веках, вплоть до легенд о его посмертном влиянии.
Государственная деятельность Тимура
Справедливости ради заметим, Тимур вряд ли был более жестоким, чем другие правители его времени. Но он был успешным полководцем. Современники считали его мудрецом и суровым, но справедливым государем. Хорошо известно его покровительство наукам и архитектуре. Свои завоевания Тамерлан совершал, будучи искренне уверен, что только его власть сможет обеспечить в мире должный порядок и процветание. Как, впрочем, все завоеватели в истории.
Тамерлан родился в 1336 году в семье незначительного феодала Джагатайского улуса. Ему пришлось выдержать длительную борьбу за власть, прежде чем он стал повелителем сперва небольшого государства со столицей в Самарканде. Не будучи ханского рода, Тимур всегда титуловался эмиром, хотя впоследствии и породнился с домом Чингисхана. В 1371 году Тимур приступил к выполнению программы обширных завоеваний. Его мечтой было восстановить единство и могущество империи Чингисхана и его ближайших потомков.
С 1371 по 1405 год Тимур покорил всю Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Ирак, Афганистан, Северную Индию, часть Малой Азии. Имеются свидетельства русских летописей, что в 1395 году войска Тимура вторглись в южную часть Руси и взяли город Елец. Однако дальше Тимур не пошёл. По-видимому, у него не было намерения захватывать эту бедную в то время страну.
Тимур в 1391 и 1395-96 гг. нанёс страшные удары Золотой Орде, от которых та уже не смогла оправиться. Начался упадок и распад Золотой Орды. Таким образом, можно сказать, что походы Тимура ускорили процесс освобождения русских земель от монголо-татарского ига.
Больше всего войн с самого начала правления Тимур вёл с Могулистаном – государством потомков Чингисхана на землях современных Киргизии, южного Казахстана и Восточного Туркестана, но так и не сумел его покорить, за исключением небольшой западной окраины.
Тимур умер в 1405 году во время подготовки очередного похода – на этот раз против Китая.
Антропологический тип
В 1941 году советская археологическая экспедиция произвела эксгумацию останков Тимура в его знаменитом мавзолее Гур-Эмир в Самарканде. Облик великого завоевателя был реконструирован профессором Михаилом Герасимовым. Тамерлан принадлежал к южносибирской (раньше её называли – туранской) расе смешанного монголоидно-европеоидного происхождения. Сейчас к этой расе принадлежит большинство казахов, узбеков, уйгуров, алтайцев, хакасов, шорцев. То есть, по антропологическому облику национальность Тимура определить невозможно.
Вообще, Тимур жил в то время, когда современные национальности Центрально-азиатского региона ещё не сложились. Поэтому вопрос о его национальности является в известной мере спекулятивным, даже политически спекулятивным. С другой стороны, национальности во времена Тамерлана ведь тоже были! Поэтому интересно всё же докопаться до сути дела и узнать, кем он был или хотя бы осознавал себя.
Тимур – тюркизированный монгол
Большие основания считать Тамерлана своим – у узбеков. Тамерлан родился близ города Кеш, ныне Шахрисабз, Кашкадарьинской области Узбекистана. Неизвестно, на каком языке Тимур начал впервые говорить в детстве. Будучи взрослым, он говорил на таких языках региона, как джагатайский и персидский, а вот монгольский язык не понимал без переводчика. Большинство документов его царствования написано на джагатайском языке, бывшем лингва-франка тогдашней Средней Азии.
Узбекский язык в определённой степени – преемник джагатайского. Однако в ещё менее изменённом виде джагатайский язык перешёл в современный уйгурский. Так что у уйгуров, по-видимому, больше оснований, чем у узбеков, считать Тимура своим соплеменником, хотя в состав державы Тимура и не вошла ни одна территория, населённая уйгурами.
Скорее всего, родным с детства языком Тимура был какой-то устный тюркский диалект, который в равной мере можно считать близким как узбекскому, так и уйгурскому языку.
Однако важно ещё, с кем отождествлял себя Тимур. Среди центрально-азиатской знати тех времён было принято подчёркивать своё монгольское происхождение, чтобы поставить себя выше коренных народов. Сам Тимур, как упоминалось, нуждался в переводчике с монгольского языка. Тем не менее, не мешало ему отождествлять себя с монголом (моголом). Государство Могулистан, которое он упорно, но неудачно, пытался завоевать, носило в своём названии этноним монголов, и настойчивость Тимура явно имела национально-ориентированные мотивы.
По всем источникам, свидетельствующим об этнической принадлежности Тимура, он происходил из племени барлас. Это было одно из монгольских племён. При Тамерлане, по свидетельству Ибн Арабшаха, состояли четыре визиря – по одному от каждого из четырёх монгольских племён: арлат, жалаир, кавчин и барлас. К последнему принадлежал сам Тамерлан. Любопытно, что Ибн Арабшах называет всех их тюрками. Это подтверждает мнение историков, что ко второй половине 14 века – монголы, поселившиеся в Средней Азии, тюркизировались.
Таким образом, Тимур не принадлежал ни к одной из национальностей в современном смысле. Спорить о том, был Тимур узбеком или уйгуром – на наш взгляд, столь же «продуктивно», как решать вопрос, кем был Карл Великий — немцем или французом, а Ярослав Мудрый – русским или украинцем.
Читайте наши статьи на Дзен