Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-10-02 12:32:29
Ярослав Бутаков

Что делал Святейший Синод Русской Церкви в дни свержения монархии

Памятуя о конфликте патриарха Никона со своим отцом, царём Алексеем Михайловичем, и о постоянном вмешательстве патриарха Адриана в дела реформ, царь Пётр I убедился в необходимости упразднить институт церковного патриаршества на Руси. После кончины Адриана в 1700 года царь, из-за множества военных дел, не сразу принялся за реорганизацию церковного управления на новых началах. Вероятно, он долго ещё не мог выбрать конкретный вариант.

Синодальный период Русской церкви

В 1718 году Пётр Великий принял решение, что впредь власть над Русской православной церковью будет учреждена на коллегиальных началах. Но окончательное оформление нового порядка управления состоялось только после завершения Северной войны. В 1721 году был учреждён Святейший Правительствующий Синод, в котором объединялись несколько равных по сану митрополитов. Один из митрополитов назначался первоприсутствующим, так сказать президентом этой коллегии духовных дел. В 1722 году Пётр учредил также должность гражданского обер-прокурора для государственно-полицейского надзора за деятельностью этой организации, но впервые должность обер-прокурора была замещена только при императрице Елизавете в 1741 году.

Так началась Синодальная эпоха Русской церкви, продлившаяся почти два столетия – пока столица России пребывала в Санкт-Петербурге. У историков она получила неоднозначную оценку. Одни утверждают, что в синодальный период Русская церковь превратилась в ещё одну полицию – по делам нравов, что обер-прокурорский контроль убивал дух Церкви, что всё это вместе способствовало развитию атеизма в русском обществе и, в конечном счёте, крушению монархии.

Другие авторы справедливо указывают на то, что в Синодальный период было сделано очень много для духовно-православного просвещения русского народа, что религия из поповской формальности превратилась для многих, особенно для представителей высшего общества, в живую потребность души. Наконец, в Синодальный период было прославлено немало святых прежних времён и явились новые святые, такие, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский.

В начале ХХ века в Русской церкви оживилось движение за созыв Поместного собора и восстановление патриаршества. Обер-прокурорская система подвергалась острейшей критике. По времени это движение не зря совпало с подъёмом либеральной и революционной общественности. По сути, оно явилось средством внутрицерковной борьбы против учреждений Российской империи, за новую либеральную конституцию. К 1917 году в Синоде было уже немало иерархов такого направления.

Окаянные дни

К моменту начала свержения самодержавия первоприсутствующим в Святейшем Синоде был Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, заявивший себя противником «распутинского влияния». Обер-прокурором Синода с августа 1916 года был назначен лояльно относившийся к Распутину Николай Раев. Его товарищем (заместителем) в октябре 1916 года стал князь Николай Жевахов, оставивший любопытные воспоминания о Русской церкви при последних годах старого режима. Впрочем, учитывая несколько экстравагантные взгляды Жевахова, вряд ли все его свидетельства заслуживают полного доверия.

23 февраля 1917 года в Петрограде начались первые демонстрации, вскоре переросшие в мощные забастовки. Синод оставался одним из законно действующих правительственных органов, работавших в столице (сам царь пребывал в Ставке Верховного главнокомандования в Могилёве). Что же делал Синод? Ведь, по духу своего призвания, он должен был увещевать подданных не бунтовать против законной власти.

Именно с таким предложением 26 февраля Жевахов обратился к митрополиту Владимиру: издать Пастырское слово с осуждением беспорядков и с призывом вернуться к исполнению своего долга перед Отечеством и царём. Непокорным следовало грозить отлучением от церковных таинств. Совершенно нормальная практика в такой ситуации. На следующий день это предложение поддержал обер-прокурор Раев.

Но суть синодальной системы состояла в том, что обер-прокурор только надзирал за правомерностью хода дел в Синоде, но сам, как штатский чиновник, не имел в нём права голоса и инициативы. Митрополит Владимир решительно отказался, чтобы церковь каким-либо образом возвышала голос в политике, тем более – на стороне нелюбимого многими царя. «Когда мы не нужны, тогда нас не замечают, – если верить Жевахову, проворчал первоприсутствующий митрополит в ответ на это предложение, – а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Он отказался созвать Синод для обсуждения вопроса о воззвании.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда даже епископ Римско-Католической церкви в Петербурге отлучил от таинств участников беспорядков, а Синод Русской Православной церкви, призванный беречь власть православного государя, не собирался грозить бунтовщикам подобными мерами увещевания!

Дальше события развивались стремительно, но Синод не бездействовал, а чутко следил, чья возьмёт. Ещё 2 марта, когда Николай II не отрёкся от престола, Синод заявил о своём подчинении Временному исполкому Государственной Думы. На следующий день исполком Думы, объявивший себя Временным правительством, назначил нового обер-прокурора (Владимира Львова, впоследствии активиста «Союза воинствующих безбожников»). Первым делом нового обер-прокурора был торжественный вынос из Синода стоявшего там два столетия царского трона. 6 марта, несмотря на отсутствие акта об отстранении от власти всего Дома Романовых (это могло решить только Учредительное собрание), Синод постановил прекратить возносить молитвы за Дом Романовых, а вместо него молиться за «благоверное Временное правительство».

Кому «каяться»?

Таким образом, Святейший Синод Русской Православной Церкви, учреждение, созданное с целью поддержания духовных скреп российской монархии, в дни беспорядков одним из первых изменил своей присяге, данной самодержцу. В современных монархических кругах время от времени вбрасывается идейка о «всенародной вине» за свержение царя и о необходимости «всенародного покаяния» за это. При этом почему-то забывается, что изменяли конкретные сословия и учреждения. А духовенство РПЦ – единственное в современной России гражданское состояние, которое является полным юридическим преемником одного из дореволюционных сословий, то есть тогдашнего духовенства. Духовенство же Православной церкви Российской империи в лице своего Синода единодушно изменило своей присяге императору ещё до его отречения.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: