Женитьба на Марфе Собакиной: самая странная свадьба Ивана Грозного
Третий брак Ивана Грозного с Марфой Васильевной Собакиной стал самым странным и самым быстротечным в непростой жизни царя. А репрессии, продолжавшиеся после смерти молодой царицы – одними из наиболее жестоких и продолжительных.
Великорусские смотрины
Доктор исторических наук Руслан Скрынников в книге «Иван Грозный» описывает, как сразу же после кончины второй супруги, Марии Черкасской, государь велел не тратить время на заморских невест, а переписать всех незамужних дворянских девок на Руси.
Тысячи девиц сначала проходили «собеседование» с боярами, отбиравшими самых высоких, красивых и здоровых представительниц, предпочтительно из больших плодовитых семей. Итоговые смотрины выбранных двенадцати невест 40-летний правитель проводил сам, выходя в комнату к девушкам и проводя с ними недолгие беседы.
Историк-славист Борис Флоря в книге-биографии «Иван Грозный» делает акцент на удивление немецких дворян «варварскими» русскими обычаями, когда обнаженных девушек осматривали, словно скотину на базаре. Участвовал в отборе и придворный врач – голландец Элизеус Бомелиус, который должен был подтвердить отсутствие у невесты каких-либо изъянов.
Хотя про будущую царицу Марфу Собакину писали, что она была очень красива, существует и еще одно мнение относительно именно такого выбора Ивана Грозного. Девушка была дальней родственницей и протеже Малюты Скуратова – верного слуги и дорогого друга царя.
Похожая на белый колокольчик, сбрызнутый росой (Е.Арсеньева «Гарем Ивана Грозного», 2009), невеста пленила грозного правителя, годившегося ей в отцы. И 26 июня 1571 года Иван Грозный официально сообщил о своем выборе и помолвке.
А невеста-то плоха…
Свадьбу праздновали 28 октября 1571 года – в один день с помолвкой царевича Ивана. Свахами невесты выступили жена и дочь Малюты Скуратова, а шаферами жениха — сам Скуратов и его зять Борис Годунов. Для развлечения гостей из Великого Новгорода были выписаны скоморохи и музыканты, певцы и даже ручные медведи.
Однако еще до свадьбы очевидцы событий отметили ухудшение здоровья будущей царицы, о чем сам государь говорил таким образом: «положа на Бога упование, любо исцелеет». Иван Грозный не побоялся устроить роскошную церемонию и вступить в брак с потенциально нездоровой женщиной.
Находившийся при царской семье доктор Элизеус Бомелиус не мог дать объяснения тому, почему абсолютно здоровая, сильная, молодая женщина буквально чахла на глазах. Ответ напрашивался один – царицу отравили, как это уже случалось с ее предшественницами.
Историк Н.И. Костомаров в своих «Исторических хрониках» предполагает, что отравление произошло либо незадолго до обряда венчания, либо во время свадебного пира – в противном случае государь отложил бы свадьбу, чтобы невеста смогла полностью поправиться. Есть свидетельства того, что празднование даже было прервано из-за обморока царицы, которую отнесли в ее покои.
Всего через 2 недели после бракосочетания Марфа Собакина скончалась.
Царь искренне скорбел и принимал лишь Малюту Скуратова, докладывавшего о результатах расследования смерти своей протеже. Логично было предположить, что виновник трагедии находится среди близкого окружения, которому не понравилось такое внезапное возвышение Собакиной. Иван Грозный пришел к такому же выводу, а потому казнил около двух десятков человек, достаточно близких к царице для ее отравления. Попали под подозрение и родственники двух предыдущих почивших жен, в том числе Михаил Темрюкович, которого посадили на кол.
Юная Марфа Васильевна Собакина скончалась 14 ноября 1571 году и была похоронена подле второй супруги царя Марии Темрюковны, в женской усыпальнице царской семьи, находящейся в кремлевском Вознесенском соборе.
Читайте наши статьи на Дзен