Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-10-16 09:00:43

Русские кулачные бои: чем они отличались от кулачных боев казаков

Традиция проведения на Руси кулачных боёв своими корнями уходит в глубокую древность. О данной забаве, которую устраивали в праздничные дни, упоминал ещё летописец Нестор в «Повести временных лет». Несмотря на все попытки властей и церкви запретить это опасное и негуманное развлечение, оно оставалось популярным вплоть до 1917 года, когда попало под большевистскую опалу, как пережиток царского режима. До этого момента кулачные бои практиковались как в крестьянской, так и в казачьей среде, имея при этом несколько существенных отличий.

Разновидности кулачных боёв

Кулачные бои на Руси подразделялись на несколько видов.

Бой «сам на сам» предполагал наличие всего двух соперников, выясняющих кто из них ловчее и сильнее. Разновидностью этой категории является бой «удар на удар», в котором противники по очереди наносили друг другу удары, отклоняться от коих было воспрещено. Выигрывал схватку тот, кто оказывался более стойким.

Массовые кулачные бои, в которых участвовали улица на улицу, район на район, станица на станицу, подразделялись на «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

В «стеночном» бою «недруги», плотно прижавшись друг к другу, выстраивались в две параллельные линии и по сигналу сталкивались, стремясь пробить брешь в обороне противника.

В «цепном» бою все сваливались в одну кучу, молотили и расшвыривали соперников до тех пор, пока не определялся победитель.

Особой жестокостью отличались специально оговариваемые «охотницкие» бои, поскольку участникам схватки дозволялось использование рукавиц с металлическими пластинами. Уклоняться от ударов запрещалось, зато дозволялась подсечка оппонента.

Необычный статус был у существовавшего до 1584 года боя «поле», в котором стороны решали судебные проблемы. Адвокатом и прокурором в этих сражениях выступали кулаки, а приговор выносился по исходу поединка: кто побеждал, тот выигрывал дело.

Время и место

Традиционным временем проведения кулачных боёв были важнейшие православные праздники, а также значимые календарные даты в период между Рождеством и Троицей, в некоторых регионах до Петрова дня. Но разгул «кулачек» наблюдался во время масленичных гуляний, когда в драке участвовал практически каждый мужчина, поскольку воспринимал это как дело чести. Поводом, чтобы схлестнуться с соперником и получить эмоциональную разрядку, было завершение сезона уборки урожая, когда у крестьян появлялось свободное время.

Казаки вступали в схватки во все вышеперечисленные времена, но в отличие от мужиков, отмечали кулачными боями важные события в жизни общины, к примеру, возвращение станичников со службы, потому как они были частью военно-траурных обрядов. В этом случае организовывалась серия состязаний, длившихся на протяжении месяца. У таких событий всегда было много зрителей, поскольку они имели торжественный характер.

Все кулачные бои подразделялись на «праздничные» и «будничные» и проводились на нейтральной территории.

Мужики мерились удалью на рыночных площадях, а казаки на плацу, но и те и другие при схватке с представителями других деревень или станиц в качестве места боя выбирали находящиеся в приграничных зонах поля, луга и реки.

Развлечение и шермиции

Этнограф Татьяна Бернштам, изучая пристрастие русского народа и казаков к кулачному бою, пришла к выводу, что для крестьян он был видоизменённым пережитком «мужского союза воинов», а для служивых людей – составной частью жизни их общины.

Для крестьян «кулачки», где оттачивались боевые умения, выносливость и ловкость, всё же были досужей забавой, а для казаков составляющей шермиций, иными словами настоящих тренировочных боёв.

Помимо кулачных боёв в них входят такие исторически сложившиеся дисциплины как: рубка мишеней в пешем строю, фехтование на пиках и шашках, стрельба из лука, борьба на «ломка», джигитовка, игра в «Царя», айданы, скачки на каюках.

Казаки воспринимали кулачные бои как подготовку к военной службе, это было подспорьем для развития общей физической и боевой подготовки.

Инициация

Для станичников кулачные бои были своего рода ритуалом инициации, через который, достигнув определённого социо-возрастного статуса, обязан был пройти каждый казак.

Являвшиеся промежуточным звеном, связывавшим обряды-переходы, кулачные бои можно охарактеризовать как пропуск для продвижения по казачьей социальной лестнице.

Будущие защитники родины дебютировали в «кулачках» в возрасте 5-6 лет, воплощая функцию так называемых «затравщиков», между двумя выстроившимися «стенка на стенку» группами взрослых казаков. С обеих противоборствующих сторон именно они первыми выдвигались вперёд на свободное пространство и начинали выкрикивать в адрес оппонентов обидные прозвища, слова и намёки на казусные истории.

Вслед за ними верхом на палках выдвигались вооружённые прутьями «выростки-подростки», и с криками «ура» имитировали нападение друг на друга. Им уже дозволялось замахиваться руками, но воспрещалось участвовать в настоящих кулачных боях ввиду того, что они уже пройдя этап посвящения в казаки, еще не приняли воинскую присягу, и де-факто не могли считаться полноправными членами мужского казачьего сообщества.

О промежуточной роли казачат этой возрастной категории красноречиво свидетельствует тот факт, что иногда на междурядье вместо них выходила переодетая в мужское платье и шубе навыворот женщина – затравщица, олицетворявшая собой неопределённое существо: ни женщина, ни мужчина, ни казак, ни человек (вывернутая шуба символизировала животное).

После этих групп на «авансцену» выходил уже взрослый, прошедшие все этапы инициации лидер, вызывавший на индивидуальный кулачный бой представителя соперников. Если проводился какой-то особенный бой, то в качестве лидера мог быть приглашён даже житель иной станицы, что ещё раз подчёркивает исключительное восприятие казачьим обществом кулачных боёв не как забавы, а ритуала.

На следующем этапе в бой входила «стенка» и начиналась схватка, в которой старые казаки следили за соблюдением правил.

Запреты и допуски

Несмотря на разницу в восприятии, у казаков и крестьян были схожие правила этикета кулачного боя.

Участники «состязаний» должны были размахивать руками, придерживаясь трёх устоявшихся требований: колотить разрешалось костяшками и основанием кулака, а также головками фаланг пальцев.

Запрещалось бить лежачего и того, у кого проступила кровь, нельзя было бить сзади и вкладывать в руку свинчатку, а также наносить удары чем-либо кроме рук и куда-либо кроме корпуса и головы противника.

Бойцы, имевшие недюжинную силу, а также те, кто в предыдущей схватке непреднамеренно покалечил или убил противника, брали самоотвод и становились сторонними наблюдателями.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: