Лжедмитрий иезуитский: как в Смутное время Русь чуть не стала католической
Побочным явлением Крестовых походов стало возникновение военно-монашеских орденов. По сути это были секты, имеющие мало общего с прототипом, не говоря о том, что христианский монах уж никак не мог быть воином. Но поскольку сами Крестовые походы были организованы папским престолом, папы постарались воспользоваться этой новой силой.
Тамплиеры вели самостоятельную политику и с ними разделались. А госпитальеры, они же иоанниты и мальтийцы, плотно сотрудничали с Ватиканом, и до сих пор Ватикан с Мальтой связывает общая банковская система.
Русское православие было для пап камнем преткновения ещё со времён Византии. Поначалу против Руси по папскому благословению действовал тевтонский рыцарский орден. Александр Невский смог надолго защитить страну от его наскоков.
Новый орден
А в 1534 году был создан новый орден: иезуиты. Их внутренним законом стало слепое подчинение руководству ордена и папе римскому. В отличие от остальных религиозных направлений, адепты ордена Иисуса действовали не только грубой силой. Они получали лучшее по тем временам образование, сперва в иезуитской школе, затем в одном-двух университетах. Среди них были талантливые специалисты во всех областях.
Иезуиты проникли в Тибет, Японию, Китай, Африку, Южную Америку. Они не только черпали знания и богатства, но и повсюду проводили политику интересов престола Святого Петра.
После смерти царя Ивана Грозного престол перешёл к его слабому и болезненному сыну Фёдору. В 1598 году Фёдор умер, династия пресеклась, и тут Ватикан вернулся к своей идее подчинения Руси. Плацдарм был выбран тот же что и во времена Александра Невского, и Польшу наводнили иезуиты. Они основали множество школ, и параллельно принялись уничтожать память о польской истории, возами сжигая древние рукописи. Король-швед Сигизмунд III никак им в этом не препятствовал.
Удачное время
Тем временем Борис Годунов во внутренней политике делал ошибку за ошибкой. Начал избавляться от влиятельной знати: кого ссылая, кого отправляя в в монастырь или в тюрьму, где многие умирали. А дворовым людям репрессированных бояр запрещалось поступать на службу куда-то ещё. Поощрялось доносительство – холоп, донёсший на господина, получал его и поместье и дворянство.
В результате ошибочной налоговой политики купцы были вынуждены отдавать до трети прибыли. Годунов попытался подчинить себе Дон и послал к казакам назначенного атамана, которого они прогнали, тогда Борис под страхом тюрьмы запретил казакам торговать в русских городах. Годунов отменил Юрьев день, запретив крестьянам переезд и окончательно их закрепостил. Он настроил против себя абсолютно все сословия.
Лжедмитрий иезуитский
На этом фоне русским и подсунули Лжедмитрия – якобы выжившего сына Ивана Грозного от Марии Нагой. В это не все верили, ходили слухи что на самом деле царевич – беглый монах. Города переходили на сторону Лжедмитрия исключительно потому, что правление Годунова всем навредило.
Годунов в 1605 году умер, успев наломать дров. Вместо того чтобы сплотить народ перед лицом общей опасности, Борис принялся репрессировать всех подряд, и фактически отдал страну полякам. Его жена и сын были убиты, и царём провозгласили самозванца.
Но в столице быстро поняли, что перед ними не только не царевич, а вообще «засланный казачок»: привычки и манеры Лжедмитрия выдавали польское воспитание.
Засев в Кремле, новый «царь» принялся перестраивать государство на польский манер. За полгода разбазарил из казны сумму, в пять раз превышающую годовой доход. Ударился в разгул и устраивал оргии в царской бане. А также начал репрессии.
Обещанная уния
Папа и иезуиты требовали обещаной им церковной унии и подчинения России Ватикану. «Царь» понимал, что на этом его карьера в России будет закончена, и увёртывался, обещал дать разрешение на открытие иезуитских школ, а в интересах папы предпринял шаги, чтобы объявить войну Турции.
В Москву ехала невеста самозванца Марина Мнишек с огромным обозом желающих поживиться. Русское духовенство требовало её обязательного крещения. Папа уже чувствовал себя здесь хозяином и высказался против.
Пока шёл поиск компромисса, понаехавшие поляки начали бесчинствовать, грабя дома и насилуя женщин, после которого грянул набат с лозунгом «Бей проклятых латынян». Марина бежала, а Лжедмитрий был убит.
Царём был избран Василий Шуйский. Безвольный патриарх Игнатий был низложен, а на его место избран митрополит Казанский Гермоген, строгий и неподкупный ревнитель веры.
Чуть не стали католиками
Ситуация казалась исчерпанной, но в Россию уже проникли иезуиты. Они лихорадочно принялись подбирать очередного «чудесно спасшегося Дмитрия». Начались крестьянские и казаческие восстания. 20-тысячная банда Болотникова оказалась под Москвой.
Москвичи пошли на хитрость: обещали сдать столицу, если предъявят Дмитрия. Срочно был пойман бродячий еврей Богданко, и несмотря на его сопротивление, назначен «царём». Сохранился подписанный им проект договора с иезуитами о введении на Руси католичества.
Затем ситуация покатилась как снежный ком. В Россию повалила польская армия при поддержке части казачества и татар. Талантливый молодой полководец Скопин-Шуйский после многих побед был в Москве отравлен завистниками. Но и второй самозванец был зарублен татарским князем Урусовым. В вещах «царя Дмитрия» был обнаружен талмуд и письма на иврите.
Как у ацтеков
Ситуация была тяжелейшая. Интервенты бродили по стране, вырезая население целыми городами, не уступая в жестокости инквизиции. Мучили и сжигали женщин и детей, осаждали города и монастыри. Тяжелейшую осаду переживали Троице-Сергиева лавра и Печорский монастырь. Патриарх Гермоген, не поддавшийся ни на какие провокации, продолжал духовное руководство сопротивлением, пока не был уморен голодом. Был подобран третий Лжедмитрий.
Папа и иезуиты действовали по схеме, недавно опробованной в империях ацтеков и инков: сменили власть и покорилась вся страна. Но на Руси кроме вертикали власти, действовала и горизонталь: земское управление. В Польше такая система отсутствовала: там простолюдины вообще не имели никакого права голоса.
А на Руси земства представляли огромную силу с большими полномочиями и авторитетом. В борьбу вступило ополчение под руководством воеводы Зарайска князя Пожарского. Тылом руководил Козьма Минин. Также поднялось крестьянство и началась партизанская война.
При анализе исторических документов того периода бросается в глаза невероятная жестокость польской армии, особенно по отношению к женщинам и детям. Про такое редко доводится читать. Это был чудовищный террор и геноцид. Мало того, когда ополчение заблокировало поляков в Москве, армия приступила к каннибализму. После взятия Москвы Пожарским повсюду находили бочки с засоленной человечиной.
Читайте наши статьи на Дзен