Русский забор
Вчера в музее Щусева раскрыли всю правду о русском заборе. Точнее, о заборе как доминанте русской жизни, ее составляющей и определяющей роли. Как в шутку заметил лектор, Россия — «страна заборности, а не соборности». Правда, шутка эта была с долей горькой иронии. Ведь забор — это и непреодолимая преграда, и одиночество человека и страны в большом мире. Редактор «Кириллицы» попытался разобраться в тонкостях «феномена забора».
Признаться, до начала лекции я думала, что будет разговор о традиционном русском заборе, как предмете защиты, ограды, а порой и украшательства. Но, к сожалению, говорить пришлось о других вещах: заборе как попытке огородиться от внешнего мира, о закрытости и одиночестве русского человека. Ведь, как признался лектор, только у русских людей жизнь от и до строится «вокруг забора». Правда, забором в данном случае становится любой огораживающе-защищающий предмет: дверь в квартиру, в метро, в здание театра, территория парков, испещренная заборами, оградами и маленькими заборчиками. И о все растущем стремлении русского человека спрятаться за более высоким забором. Ведь порой, хоть и выезжаешь за территорию Москвы, а кажется, что попал не на природу, а в нескончаемый тоннель из заборов.
И даже наше правительство, как заметил лектор, тоже сидит за высоким забором. Пожалуй, это единственный случай, когда руководители сверхдержавы принимают решение на территории средневековой крепости.
В общем, надо признать, ожидаемого оптимизма в теме про русский забор услышать не довелось. Ну, ведь каждый имеет право на свое мнение. Тем более, жизнь меняется. И даже в век нанотехнологий каждый из нас помнит про русский забор.
«Кириллица» решила вспомнить, как увековечил забор в своих пословицах русский народ.
Из истории
Слово «забор» в русском языке образовалось от «заплота» — конструкции, представлявшей собой врытые в землю опоры – столбы – на которых горизонтально укреплялись жерди, а к жердям вертикально устанавливались доски или бревна.
Согласно словарю Даля, «забор представляет изготовленную из бревен сплошную ограду».
На Руси само слово «город» образовалось от «ограды» — стены, огораживающей какое-то место. Любое крупное поселение начиналось с забора. И, наоборот, считалось, что город перестает существовать после того, как разрушается окружающее его укрепление. С точки зрения градостроения, начало отсчета существования города берется от момента построения городской стены.
Без забора, без запора не уйдешь от вора.
Где забор, тут и вор.
Изба крепка запором, а двор забором.
Стол здоров, да забор плох.
Срубить столбы — заборы повалятся.
Забор хорош, да столбы сгнили.
Не ставь забор на пути всадника.
Не садись под чужой забор — а хоть в крапивку, да под свой.
Изба крепка запором, а двор — забором.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен