Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-11-23 13:00:09

Сибирские фамилии: чем они не похожи на другие

История происхождения сибирских фамилий несколько разнится от аналогичного процесса, происходившего в западных регионах Российской империи. Подавляющая часть местных фамилий возникла после 1581 года, когда началось официальное покорение Сибири. В отличие от великороссов, чьи фамилии чаще всего образовывались от собственных имён предков или вида их деятельности, сибиряки предпочитали брать себе родовые имена, имевшие «неканоническое» происхождение.

Атаманские фамилии

Большую группу сибирских фамилий образуют те, что возникли от прозвищ казачьих атаманов-первопроходцев, участвовавших в колонизации и освоении огромной территории, раскинувшейся к востоку от Уральских гор.

Служивые люди, восхищаясь смелостью и доблестью своих военачальников, желали навсегда связать свой род с их героическими именами, хотя никакого кровного родства между ними не было. Так первые сибиряки, а потом и их потомки стали называть себя Ермаковыми – от имени Ермака Тимофеевича, Мещеряковыми по прозвищу атамана Матвея Мещеряка, Пановыми – от Никиты Пана, Кольцовыми – от Ивана Кольцо, Брязгиными – от Богдана Брязги.

Сегодняшние носители этих фамилий могут заявлять, что их пращур прибыл в числе первых покорителей Сибири и служил в том Ермаковском подразделении, командиром которой был атаман с соответствующим прозвищем.

Фамилии-топонимы

Известный краевед Пётр Словцов в своём труде «История Сибири» отмечал, что данная земля «обыскана, добыта, населена, обстроена, образована всё устюжанами и их собратией…».

А поскольку среди сибиряков весьма часто встречается фамилия Устюжанин, следует, что многие осевшие в Сибири торговцы, зверопромышленники и вольные гулящие люди брали в качестве отличительного имени географическое название места рождения, которое в начала XVII века превратилось в фамилию.

Согласно первой местной переписи две трети переселенцев Восточной Сибири имели говорящие фамилии: Новгородов, Каргопольцев, Мезенцев, Вяткин, Вологжанин, Пинeгин, Кoстрoмин, Волoгжанин.

Армейские фамилии

Из публикации «Спросил Новик у Годовик», принадлежащей перу исследователя ономастики, Геннадия Бутакова, становится очевидно, что значительная часть сибирских фамилий была образована от названия военных должностей, видов оружия и прочих армейских понятий.

К примеру, фамилию Годовик часто брали себе те, кого на год отправляли служить в отдалённый острог, где он должен был собирать налог пушниной у коренных народов. А Новик – это просто новобранец из казачьей семьи или ушкуйников, поступивший на службу к государю.

Популярная сибирская фамилия Беломестных закрепилась за теми казаками, которые сели на пашню в привилегированном, свободном от повинностей районе, именовавшимся «Белое место».

Иные фамилии не требуют особой расшифровки, поскольку в них отражены названия казацких должностей: Атаманов, Есаулов, Сотников, Пятидесятников, Головин, Вахмистров, Куренной.

Предки Стрельцовых, Пушкарёвых, Бронниковых взяли себе такую фамилию поскольку несли армейскую службу в рядах стрельцов, пушкарей или отвечали за оборону.

У осваивавших земли нынешней Бурятии первопроходцев в особом почёте была фамилия Сороковиков, происходившая от названия крупнокалиберной пищали «сороковки».

Пращуры сибиряков с фамилией Воротников были ответственными за открытие и закрытие крепостных ворот, а прадеды Толмачёвых занимались переводческой деятельностью и налаживали отношения между покорителями и аборигенами Сибири.

К слову, последние, присягнув на верность царю, тоже становились обладателями своеобразных фамилий. Наибольшее распространение среди эвенков, бурятов и местных татар, которые приняли православие, получили родовые имена Новокрещенный, Новокшенов, Новокшен или попросту Иноземцев.

Казацкие фамилии

Целый пласт сибирских фамилий возник от привычных атрибутов казачьего обихода. К данной категории относятся родовые имена, имеющие отношение к главному богатству служивого – лихому скакуну: Мериновы, Жеребцовы, Подпругины, Развозжаевы, Хомутовы, Оглоблины.

Прародители современных носителей фамилий Аксаментов, Атласов, Бархатов, Сукнев, Шерстов либо шили себе одежды из обозначенных материалов, либо добывали эти ткани, грабя купеческие караваны.

Татарские фамилии

Определённую группу сибирских фамилий составляют те, в чьей основе лежат диалектно изменённые татарские личные имена или прозвища. К таковым относятся фамилии: Аппасов (от имени Габбас), Айнетдинов (от Гайнетдин), Арибуллин (от Гатаула), Цаппаров, Чаппаров и Яппаров (от Жаббаров), Аптрахманов (от Абдрахманов).

Адаптированные фамилии

Некоторые сибирские фамилии возникли в результате лингвистического «перевода» на языки местных народов родовых имён великороссов. Приехавший в сердце Российской империи переселенец с фамилией Воронин в Сибири мог стать Каргиным или Кускуновым, Баранов по желанию превращался в Кошкарёва, Копытов в Турунова, Кукушкин в Загоскина, а Пакулов в Чагина, так как они происходят от диалектных названий чайного гриба.

Хозяйственные фамилии

Пришлые люди, занимавшиеся в Сибири обустройством земель и основанием селений стали обладателями фамилий Межов и Щапов, Слободчиков и Садчиков, а специалист, ответственный за ведение учётных книг, начал именоваться Окладниковым.

Крестьяне-переселенцы, осваивавшие новые места жительства, получали фамилии Новожилов, Новосёлов или Новопашин, а казаки, перевозившие их на неосвоенные земли, оставили своим потомкам родовое имя Переведенцев.

Ссыльные фамилии

Превратив Сибирь в большую каторгу, российские власти ссылали туда преступников, которые отбыв наказание, не всегда желали возвращаться домой. Чтобы как-то идентифицировать освободившихся каторжан им давали прозвища, позже превратившиеся в фамилии: Непомнящий, Безродный, Беспрозванный, Бесфамильный. Несколько легче было именовать тех, кто, прежде чем оказаться на каторге согласно приговору суда получил увечье, так возникли фамилии: Бесбеглов, Безносов, Клейменов, Беспалов, Карнаухов.

Кроме нарушителей закона в Сибирь отправляли и пленных иностранных солдат, которые здесь получали прозвища по национальному признаку, позднее ставшие полноценными родовыми именами. Отсюда вытекает, что у Немчиновых и Немцовых предки были немцами, у Литвинцевых и Литвиновых – литовцы или белорусы, а Черкасовых или Черкашиных – из украинского города Черкассы.

Профессиональные фамилии

Несмотря на то, что сибиряки не часто прибегали к образованию фамилий от профессии, тем не менее, можно привести ряд подобных примеров. Дети граждан, варивших соль получили фамилию Усольцевых, а тех, кто строил речные плавательные средства, стали Ладейщиковыми. Потомки засыпщиков муки в мельницу превратились в Засыпкиных, а молотобойцев — в Молотковых. Обувщики, имевшие великорусские корни, получали фамилию Сапожников, а их коллеги из якутских поселений аналогичное имя только на якутском языке – Чирошников. По такому же принципу возделыватель кожи становился Кушнарёвым, Скорняковым или по-якутски Тириковым.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: