Тамги Рюриковичей: что означали символы на гербах первых правителей Руси
Археологи нередко обнаруживают на монетах и печатях Рюриковичей загадочные знаки, напоминающие по форме трезубец или двузубец. Эти символы до сих пор вызывают у исследователей массу споров и по-разному толкуются как в плане их происхождения, так и их значения.
Знак власти
Фамильные знаки Рюриковичей, тамги, появляются уже у первых представителей правящей династии. Ремесленники маркировали ими различные предметы: монеты, печати, перстни, подвески и даже камни. Княжеские гербы были обязаны носить тиуны (княжеские или боярские управляющие) и дружинники. В отличие от западноевропейских дворянских гербов эти геральдические элементы имели не родовое, а персональное значение. У каждого князя был свой герб, который, очевидно, олицетворял его власть.
В целом все знаки на гербах древнерусских князей похожи. Они представляют собой фигуру, напоминающую перевернутую букву «П», нередко с дополнительным отростком посередине либо снизу. Если на печатях княжеские эмблемы изображались схематично, то на монетах они были орнаментированы: рисунок усложнялся крестами, завитушками, кружками.
Двузубцы как основа композиции герба на знаках Рюриковичей обнаруживают заметное сходство с деталями гербов Боспорского царства, существовавшего в Северном Причерноморье две тысячи лет назад. Трезубые начертания встречались у сарматов, распространивших свое влияние в том же регионе в II-I веках до нашей эры. Впрочем, у ученых недостаточно сведений, чтобы делать по этому поводу определенные выводы.
Двузубые и трезубые тамги были характерны и для хазарской культуры (VIII — IX вв. н. э.). Они появлялись в качестве украшений на поясной гарнитуре, клейм на гончарных изделиях, граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей. Высока вероятность, что стилистика гербов древнерусских князей была взята именно у хазар. Хазары же в свое время переняли двузубый знак у покоренных языческих племен, он представлял собой изображение черепа рогатого скота и использовался в виде оберега над жилищем или стойбищем.
А.А. Молчанов в статье «Знаки Рюриковичей: древнерусская княжеская эмблематика» пришел к выводу, что трапециевидные подвески с княжескими гербами аналогичны скандинавским верительным знакам, призванным удостоверять официальный характер миссии. С таким заключением согласен и академик Валентин Янин, он предположил, что подвески с начертанными на них знаками Рюриковичей принадлежали вирникам – представителям княжеской администрации, занимавшимся сбором судебных пошлин и штрафов.
Туманная символика
Археологи обратили внимание на одну особенность геральдических знаков Рюриковичей. Чем более позднее время представляли находки, тем проще и схематичнее становилось изображение символов. В частности, подобная эволюция геральдики наблюдалась в течение 37-летнего периода правления Владимира Святославича.
Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами. А вот после правления Владимира на протяжении семи поколений доминировали знаки в форме трезубца. Правда, затем, примерно с XII столетия, снова начали преобладать двузубые фигуры. Историки полагают, что эти изменения явились следствием конкретных событий, однако этот вопрос может быть прояснен лишь после более глубокой систематизации геральдики Рюриковичей.
Предположений по поводу символики великокняжеских знаков накопилось немало. Считается, что двузубец олицетворял двоякую сущность власти в теократических государствах – духовную и светскую. Русь могла перенять этот символ у Хазарии, где власть разделялась между каганом и беком. В Древнерусском государстве их функции поначалу выполняли князь и воевода, впоследствии – царь и митрополит. Трезубец после принятия христианства стал восприниматься как обозначение божественной Троицы – Отца, Сына и Святого духа.
Далеко не все одинаково оценивали внешний вид тамг Рюриковичей. Если для Николая Кармазина это был просто трезубец, то нумизматы XIX века – Воейков, Шодуар, Шуберт – склонялись к тому, что тамги больше напоминают древний светильник – трикирий или паникадило. Другие видели в этих очертаниях контуры хоругвей.
Известный археолог А.А. Уваров говорил, что древнерусские тамги представляют собой изображение верхней части византийского скипетра. Такое же заключение делал и российский нумизмат Иван Толстой, утверждая, что впервые такой скипетр попал на русскую землю из Константинополя в составе приданого царевны Анны, будущей супруги Владимира Великого.
Историки даже пытались прочитать в очертании трезубца зашифрованное слово из греческих букв. В 1908 году на XIV археологическом съезде в Чернигове делегаты решили, что таким словом может быть «василевс» («базилевс») – монарх с наследственной властью в Византии, титул, сопоставимый со званием великого князя.
Пикирующий сокол
Наиболее популярная трактовка нарисованного на тамгах Рюриковичей гласит, что эти знаки ничто иное, как изображение птицы. Причем кто-то в загадочных линиях видел ворона, а кто-то — голубя. За последнего выступали Уваров и Толстой, напоминая, что летящий вниз головой голубь присутствовал в византийской геральдике вплоть до XIII века.
Известный шведский археолог Туре Арне, исследовавший в начале XX века тамги Рюриковичей, найденные в Скандинавии, также пришел к выводу, что на них схематично нарисована «птица с распущенными крыльями». Его уверенность подкреплял тот факт, что скандинавские конунги имели тамги, на которых были достаточно ясно прорисованы птицы.
Позднее ученые стали придерживаться мнения, что на монетах и подвесках Рюриковичей изображен один из видов хищных пернатых – орел, ястреб или сокол. Детальная проработка данной версии позволила выяснить, что, судя по соотношению туловища и крыльев, это все-таки сокол. У орла и ястреба туловище более массивное, у сокола же короткое – точно такое, как на монетах Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.
Русский историк и искусствовед Степан Гедеонов в книге «Варяги и Русь» писал так: «Изображенная на Игоревой гривне птица с поднятыми кверху когтями может быть соколом-рерик». Последний термин употреблен не случайно, ведь в некоторых славянских языках слово «сокол» звучит очень похоже: в польском – rarog, в чешском – raroh, в староукраинском – раріг. Многие исследователи обращают внимание на созвучность этого слова с именем легендарного зачинателя правящей династии на Руси – Рюрика.
В пользу сокола говорит и древнерусский фольклор, в котором эта птица очень часто фигурирует. К примеру, во Владимировых былинах рассказывается, как Илья Муромец и Добрыня Никитич ходят по синему морю Хвалынскому (Каспийскому) на корабле «Соколе», на который нападают «черные вороны» (либо половцы, либо татары), и после победы успешно возвращаются в родную гавань. В «Слове о полку Игореве» соколами называются князья из рода Рюриковичей.
Кроме того, по словам специалистов, когда сокол пикирует на свою добычу, задняя часть его туловища и хвост поднимаются вверх точно так, как это нарисовано на тамгах. Сокол с распростертыми крыльями – очень популярное изображение в геральдике. Эта птица присутствует в гербах Новосокольнического района Псковской области и города Балабаново Калужкой области, но больше всего изображение на древних тамгах напоминает пикирующего сокола с герба Старой Ладоги.
Трезубец – значит воля
После Октябрьской революции в русской эмигрантской среде знак Владимира Крестителя стал восприниматься как символ исторического наследия древнерусского государства с центром в Киеве. К примеру, в 1930 году находящиеся в Белграде русские эмигранты основали «Народно-трудовой союз российских солидаристов», эмблемой которого стал трезубец великого князя Владимира Святого, красующийся на фоне российского бело-сине-красного флага.
Но особый интерес знаки Рюриковичей вызвали на Украине, когда после развала Российской империи встал вопрос об образовании национального государства, продолжавшего традиции Киевской Руси. Одним из первых идею взять за основу герба Украинской Республики трезубец князя Владимира выдвинул историк Михаил Грушевский. Он даже специально написал статью по данному поводу в журнале «Народная воля».
Идеологи новой Украины полагали, что в трезубце зашифровано дорогое для каждого украинца слово «воля», которое во все времена являлось синонимом свободы. 22 марта 1918 года постановлением Центральной рады личный знак Владимира Святославича получил статус малого герба Украинской Народной Республики. Спустя 74 года, уже после распада СССР, желтый трезубец на синем фоне стал основным элементом герба независимой Украины.
Читайте наши статьи на Дзен