Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-04-28 21:55:36

Русский Парфенон

ВДНХ – это не просто парк-выставка достижений народного хозяйства, это история страны и народа, памятник культуры и искусства, каменная летопись города. В начале весны парк «передали» под эгиду Москвы. Как обещают эксперты, «выставку» ждут не только масштабные реставрационные работы, но и возвращение статуса любимого места горожан. Редактор «Кириллицы» прогулялся по парку.

Когда-то ВДНХ был деревянным. Со временем на месте временных павильонов выросли настоящие каменные дворцы и «храмы». Сейчас эти дворцы находятся в катастрофическом положении. Но, как пообещал руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков, уже к концу лета москвичи не узнают парк .

1 августа Всероссийский выставочный центр будет отмечать свой 75-летний юбилей. И к тому моменту он уже будет выглядеть по-другому.
За последние двадцать лет изменить ВВЦ хотели неоднократно, но ни один проект так и не был реализован полностью, а в грандиозных сталинских павильонах так и продолжали торговать утюгами, китайской бижутерией, семенами и магическими талисманами на счастье.

Всероссийскому выставочному центру мэрия вернет не только прежний облик, но и историческое название — Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Во время реставрации парк будет продолжать работу. Его разобьют на зоны, которые будут благоустраивать по очереди. По словам С. Капкова, каждый павильон комплекса «обретет своего хозяина» по отраслевому принципу, в их помещениях прекратится торговля бытовой техникой, продуктами и прочими товарами.

Значительные изменения заметны уже сейчас. С территории ВДНХ убраны все палатки, ларьки, рекламные плакаты. С главной аллеи убрали все кафе и временные постройки, из нескольких павильонов выставили торговцев и начали реставрацию. Один из таких – «Вычислительная техника» у фонтана «Каменный цветок». На всей территории ведутся реставрационные и строительные работы. Чистят и чинят фонтаны. В мае они уже заработают.
Сейчас архитекторы активно разрабатывают проект реконструкции ВВЦ. Но пока никакие детали того, что столичные власти хотят увидеть на выставке, не разглашаются.

Правда, как пообещал С.Капков, проект и процесс реставрации парка будет открытым и доступным для населения.

Так что уже совсем скоро москвичи и гости столицы смогут «вернуться в прошлое». А пока «Кириллица» вспомнила историю главного «парка» страны.

Из истории

Когда-то ВДНХ был деревянным. Со временем большинство павильонов было разрушено, перестроено или перепрофилировано.
Все павильоны располагались вокруг гигантской скульптуры товарища Сталина. На территории парка снимались многие отечественные фильмы.

В 1939-1941 годах здесь снимались эпизоды кинофильмов «Подкидыш», «Светлый путь», «Свинарка и пастух». В годы Великой Отечественной войны ценные экспонаты были эвакуированы в Челябинск, павильоны пустовали, а на территории установили батареи зенитных орудий.
Второе открытие произошло 1 августа 1954 года, когда страна поднялась из руин войны. Это уже была мощная индустриальная держава, государство-победитель. Название новой экспозиции было прежним — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Правда, формат выставки изменился в сторону механизации, науки и техники.

«Персональные павильоны каждой советской республики символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое будущее для всех».

Руководил реконструкцией выставки великий советский скульптор Евгений Вутетич. Павильоны поражали богатством архитектурных форм.

К сожалению, со временем пострадало большинство выставочных павильонов. С 1955 года в СССР началась кампания по борьбе с излишествами в строительстве. Павильоны лишились некоторых «пафосных» фрагментов декора, прославивших их на всю страну.

Центральный павильон

Центральный павильон ВДНХ и вовсе сравнивали с греческим Парфеноном.

Здание высотой 90 метров со шпилем построено к 1954 году по проекту Г.Щуко и Е.Столярова. Павильон выдержан в традициях укрупнённой русской классической архитектуры. По символическому значению павильон стоит наравне с так и не построенным «гигантом» Дворца Советов.

Это образ всего Советского Союза, лицо выставки. Фасад здания украшают гербы пятнадцати советских республик – «пятнадцати сестёр». На момент проектирования и постройки (1951-1953 гг.) существовала и шестнадцатая республика — Карело-Финская ССР, которая впоследствии была расформирована, а её герб на фасаде павильона заварен металлическим листом.

С 1959 года выставка стала называться ВДНХ СССР (Выставка достижений народного хозяйства). 1 мая 1958 года открылась станция метрополитена «ВСХВ», переименованная в «ВДНХ».
Главный павильон внешне находится в неплохом состоянии, а вот интерьер павильона почти полностью уничтожен. Пристроенный второй внутренний этаж изменил планировку здания, почти все картины и панно в разные годы были демонтированы, тяжёлые роскошные люстры заменены на тусклые люминесцентные лампы, до сих пор местами сохранившийся оригинальный паркет безнадёжно испорчен. Светильники-торшеры на выходе покосились или утрачены.
Остается надеяться, что один из главных символов ВДНХ, в котором воплощены идеалы дружбы и мира, будет силами «новых владельцев» восстановлен в прежнем виде.

Каменный цветок

Вторым символом парка стал фонтан «Каменный цветок». Он был создан к 1954 году по проекту К.Топуридзе. Его архитектурное решение навеяно сюжетами уральских сказок Петра Бажова.

В центральной части расположен гигантский каменный цветок из смальты, по периметру бассейна —  птицы, рыбы и корзины с дарами природы.

Это был первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан, для которого Дмитрий Шостакович написал «Праздничную увертюру».

Несколько лет назад эта идея нашла воплощение в разовом проекте «Танцующие фонтаны», струи воды играли под музыку в свете прожекторов. Увы, примерно в это время или чуть раньше из бассейна бесследно исчезли фонтанирующие осетры.

Павильон Украинской ССР

Это не только самый большой, но и самый «богатый» и красивый павильон парка.
Керамические колосья на карнизе, огромный майоликовый венок из злаков, овощей и фруктов вокруг входной арки. В нише арки сохранился витраж «Переяславская рада» — в 1954 году в СССР проходили торжества в честь 300-летия объединения Москвы с гетманством Хмельницкого.

По углам павильона — четыре скульптуры украинских девушек, выполненные из бетона и облицованные смальтой. По бокам главного входа до сих пор стоят оставшиеся еще от довоенного павильона скульптурные композиции «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства». Стена большого вводного зала была первоначально покрыта грандиозной росписью, изображающей Сталина и украинский народ. Впоследствии фигуру Сталина заменили на изображения двух колхозников — русского и украинского.

Была в павильоне и карта экономики республики, рядом с которой лежали образцы полезных ископаемых: уголь, руда, соль, ртуть, сера. В сельскохозяйственные залы украинские колхозы возили пшеницу, делали горы из яблок и помидоров, а из Полтавской области однажды привезли гигантский шерстяной ковер, который выткали 54 ткачихи — им покрыли пол одного из залов. С 1964 года павильон Украинской ССР называется «Земледелием». Сейчас здание закрыто на ремонт.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: