Александр Кайгородов: что стало с «кровавым есаулом Алтая»
Советская пропаганда демонизировала образ есаула Александра Кайгородова, представляя его как активного и жестокого противника большевиков. Примечательно, что и лидеры Белого движения неоднозначно оценивали деятельность лидера алтайских повстанцев.
Алтайский Григорий Мелехов
Автор книги «День освобождения Сибири» Олег Помозов пишет, что Александр Кайгородов родился в одном из селений Горного Алтая в крестьянской семье. Роста был высокого, физически очень силен и по характеру вспыльчив. Многие исследователи биографии Кайгородова отмечают его любвеобильность, называя «алтайским Григорием Мелеховым».
До начала Первой мировой войны Кайгородов служил на таможне, в войну попал на Кавказский фронт и в боях заслужил все четыре степени Георгиевского креста, став полным кавалером данной награды. Отважного сибиряка произвели в младшие офицеры и направили учиться в школу прапорщиков.
По возвращении на родину в 1918 году Александра Кайгородова избрали делегатом на съезд инородческих и солдатских депутатов, а когда на Алтае образовался самопровозглашенный Каракорум-Алтайский национально-территориальный округ, он вступил в «каракорум-алтайскую национальную гвардию», состоявшую из русских и алтайцев. Кайгородов активно участвовал в антибольшевистском мятеже, вспыхнувшем на Горном Алтае, и Временное Сибирское правительство присвоило ему звание штабс-капитана. Вскоре Александр Кайгородов начал служить в личном конвое Верховного Правителя Сибири Александра Колчака. Но после пьяного дебоша и высказываний о полной самостоятельности Алтая от большевиков и белогвардейцев, создании специальных отрядов для вооруженной борьбы за «самостийность» Кайгородова из конвоя выгнали и разжаловали.
Действовал набегами
По воспоминаниям бывшего министра снабжения колчаковского Российского правительства, ученого-этнографа и статистика Ивана Серебренникова (он оценивал командные способности Кайгородова как слабые), этот попавший в опалу горноалтаец сумел доказать лидеру сибирских казаков атаману Александру Дутову свою благонадежность и получить разрешение на создание на Алтае казачьих полков из представителей местного, «инородческого», населения.
Войсками Горного Алтая командовал штабс-капитан Дмитрий Сатунин, который назначил Кайгородова подъесаулом по алтайской иррегулярной кавалерии. В феврале 1920 года Сатунин был убит в бою. Александр Кайгородов занял его пост, возглавив еще и сводный русско-инородческий отряд. Войска мятежников скитались по Монгольскому и Русскому Алтаю, для добычи пропитания нападали на гурты скота, перегоняемые в большевистскую Россию.
В 1921 году в торговом центре Западной Монголии Кобдо китайские солдаты устроили погром среди местного населения. Александр Кайгородов решил нанести ответный удар – его партизаны начали грабить китайских торговцев. Отряд есаула пошел и на Кобдо. Китайцы испугались и покинули город, оставив его на разграбление русским.
Войска революционного правительства Монголии, подкрепленные вооруженным отрядом, выделенным советским правительством, выдвинулись на территорию Западной Монголии с целью поднять местное население на борьбу с белоказаками. У Кайгородова на тот момент в наличии было менее трех сотен бойцов (половина без винтовок), пулеметная команда и одна пушка без снарядов. В конце июня 1921 года казаки из Кобдо выступили было в поход в район Сибирского Алтая, но вскоре оставили это намерение, перейдя к обороне.
В сентябре того же года произошел жестокий бой отрядов Кайгородова и объединившегося с ними корпуса генерал-лейтенанта Андрея Бакича с русско-монгольскими войсками в районе западно-монгольского монастыря Сарыл-гун. Белые отступили, их потери были очень большими.
Отряд Кайгородова решил выдвинуться к алтайскому селу Кошагач, где 29 сентября вступил в бой с отрядом красных численностью 500 человек. Предупрежденные киргизами о нападении красные жестко отразили атаку казаков. Тем пришлось отступить с серьезными потерями.
Гибель атамана
Через несколько дней после того неудачного боя отряд Кайгородова распался на части и больше уже никогда не воссоединялся. Сам есаул с небольшой группой единомышленников отправился в Сибирский Алтай. О дальнейшей его судьбе известно мало. Иван Серебренников пишет со ссылкой на некие свидетельства, что Кайгородов потом воевал почти целый год, и впоследствии был предан большевикам своими же казаками. Автор «Дня освобождения Сибири» Олег Помозов в своей книге указывает на гибель «кровавого есаула» той же осенью 1921 года.
Разнятся и версии смерти Александра Кайгородова: по одной из них он застрелился после того как его казачий отряд был окружен и полностью разбит, по другой – командир отряда ЧОНа Иван Долгих отрубил тяжело раненому Кайгородову голову.
… Родственников Кайгородова репрессировали, жену есаула, Александру Дорошенко, расстреляли. В Барнауле сейчас проживает единственная внучка казачьего атамана и его правнуки.
Читайте наши статьи на Дзен