Вскрытие мощей Александра Невского: что поразило советских эксгуматоров
С первых лет своего существования советская власть принялась дискредитировать религиозную систему ценностей, крепко укоренившуюся в народе. Одним из инструментов стала десакрализация мощей православных святых: большевики пытались доказать людям, что священнослужители долгие годы их жестоко обманывали.
Во имя науки
Старт кампании по организованному вскрытию, инспекции и конфискации святых мощей в советской России был дан 16 февраля 1919 года. Это была одна из самых громких антиклерикальных кампаний советской власти, прошедшая в рамках экспроприации церковного имущества в пользу государства. Но если изъятие ценностей у Церкви объяснялось тем, что голодной и полуразрушенной стране нужны были деньги, то у эксгумации останков святых был свой мотив – разоблачение мифа о нетленных мощах в целях утверждения научного мышления.
Как отмечал советский диссидент и публицист, автор книги «Трагедия Русской Церкви» Лев Ригельсон, «культ мощей в русской народной религиозности часто переходил установленные церковными канонами пределы». Это, по словам писателя, побуждало священнослужителей придавать теме нетленности останков православных подвижников избыточное значение. К примеру, сложилось устойчивое мнение, если рака с мощами имела форму кокона (то есть человеческого тела), то и останки в ней должны быть полностью нетленными. Как в дальнейшем показывали вскрытия, нередко это соответствовало действительности, однако не менее часто в ковчеге к удовлетворению скептиков обнаруживались лишь истлевшие кости.
Были случаи, когда вместо человеческих останков находили восковые куклы или даже металлические каркасы, призванные придать захоронению форму тела. Впрочем, и для мощей нетронутых тленом эксгуматоры находили объяснение. По их мнению, хорошую сохранность кожных покровов обеспечивал отнюдь не праведный образ жизни «святого», а всего лишь особые условия хранения раки. Нетленные мощи в любом случае ждал один путь: их выставляли в качестве экспонатов в музеях наряду с чучелами животных и надписью: «трупы мумифицированы».
25 августа 1920 года Народный Комиссариат Юстиции выпустил особый циркуляр, который предписывал произвести полную ликвидацию мощей, избегая при этом всякой нерешительности и двусмысленности. В случаях выявления фальсификаций влиятельный орган призывал открыто изобличать шарлатанов и возбуждать против них уголовные дела, а также предавать эти процессы гласности дабы полностью искоренить намерения к «эксплуатации темноты».
Покровитель Петербурга
Кампания, направленная против культа мощей, затронула захоронения многих почитаемых на Руси святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, жертвой разоблачителей стали и мощи легендарного князя Александра Невского, победителя шведских и немецких рыцарей. Почитание мощей благоверного князя Александра началось в 1380 году, когда накануне сражения на Куликовом поле пономарю монастыря Рождества Богородицы во Владимире (где был погребен Александр Невский) явилось видение, в котором Александр Ярославич благословлял своего правнука Дмитрия Ивановича (Донского) на битву с ордынцами.
После знаменательной победы русских войск произошло первое вскрытие мощей Александра. Летописец пишет, что несмотря на более чем столетнее пребывание останков князя в земле, мощи его остались «нетленными и благоухающими». Митрополит Киевский и всея Руси Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным» и учинил великому заступнику отечества церковное празднование.
В 1710 году по указу Петра Первого в честь Александра Невского в Петербурге заложили монастырь. Так царь захотел увековечить память о легендарном полководце, сделав его покровителем города на Неве. Спустя 14 лет в Александро-Невской обители состоялась церемония освящения первой каменной церкви, куда торжественно поместили гробницу великого князя. Но перед этим, как описывает очевидец событий, Петр открыл ковчег с мощами, посмотрел на них, закрыл и выбросил ключ в реку.
К началу XX века гробница Александра Невского являлась одной из главных святынь империи. Еще в царствование Елизаветы Петровны ковчег с мощами Александра Невского поместили в специально сделанную из первого добытого в России серебра большую раку. Это выдающееся творение русского декоративно-прикладного искусства XVIII века, с превосходно вычеканенными барельефами, возможно крупнейшее (весом полторы тонны) изделие в мире, выполненное из высокопробного серебра.
Разоблачить обман
Летом 1917 года под угрозой вступления германских войск в Петроград Священный Синод принял решение эвакуировать мощи Александра Невского, для чего было осуществлено их вскрытие и освидетельствование. Однако опасность миновала, и эвакуация была отменена. А уже через два года мощи благоверного князя заинтересовали большевиков. Председатель военно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией Петр Красиков инициировал вскрытие раки, в которой покоились останки Александра Невского. В этом его поддержал видный революционер Григорий Зиновьев.
Благодаря вмешательству митрополита Вениамина, который просил не трогать одну из главных святынь города, на инициативу большевиков Исполкомом Петроградского Совета был наложен запрет. Однако в 1922 году, когда кампания по инспекции и конфискации святых мощей набрала обороты, Церковь оказалась бессильна этому воспрепятствовать.
Красиков аргументировал свою позицию тем, что никаких останков Александра Невского в принципе быть не может, так как в мае 1491 года монастырь Рождества во Владимире, где находились мощи, охватил пожар. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, в пожаре погибли и останки Александра Ярославича. Однако в более поздней версии этих событий было сказано, что мощи благоверного князя чудесным образом пережили пожар и по ним продолжали совершаться чудеса, на чем и настаивала Церковь. Красиков утверждал, что это «эксплуатируемый церковью обман» и только вскрытие ковчега поможет его разоблачить.
В полдень 9 мая 1922 года 9 слесарей-железнодорожников, ювелир, представители судебно-медицинской экспертизы, делегаты от Петроградского Совета, группа священников во главе с митрополитом Вениамином, а также толпы верующих и просто зевак собрались у Троицкого собора, чтобы поучаствовать в процедуре вскрытия мощей. Весь процесс фиксировался на кинопленку. В 1923 году «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» была показана в кинотеатрах, которые только начинали появляться в Советском Союзе.
Странные останки
Не без труда, но гробницу вскрыли. Много времени занял процесс снятия покровов, в которые были окутаны святые мощи. На дне ковчега оказалось лиловое атласное сукно, подушка из оранжевого атласа и небольшая шкатулка из светлого дерева. В шкатулке под застекленной рамой и фрагментами истлевшей ткани эксгуматоры нашли лишь несколько потемневших от времени костей. Эксперты выяснили, что здесь лежали две неполные берцовые кости, одно ребро, а также остатки от височных костей и ключиц. Всего было найдено 12 небольших костей разного цвета, по мнению экспертов, предположительно принадлежащих разным людям. Представители Церкви на это ответили, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.
Позднее выяснилось, что представители Синода, проводившие вскрытие мощей в 1917 году в условиях строгой секретности, обнаружили в гробу восковую голову и «чучело» князя, изготовленное из ваты, останки были зашиты в шелковые мешки. Там же лежала бумага, в которой указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения». От комиссии не укрылся и другой факт. Оказывается, был еще один пожар, который случился в 1723 году. Тогда во время транспортировки мощей из Владимира в Петербург их оставили зимовать в Шлиссельбурге в специальном деревянном павильоне, который весь выгорел дотла.
Член лаврской ревизионной комиссии, принимавшей участие во вскрытии мощей в 1917 году, известный общественный деятель Сергей Каблуков пришел к выводу, что куклу делали с ведома самого Петра, который невольно принял участие в обмане. Тем не менее, по мнению Каблукова, архивные документы не оставляли сомнения, что останки князя были подлинные. Восковую голову члены Синода растопили, а останки, удалив из них посторонние предметы, снова положили в гроб. В таком виде их и увидели эксгуматоры в мае 1922 года.
После проведения инспекции серебряную гробницу разобрали и на грузовых автомобилях вывезли в здание Эрмитажа, где она в качестве экспоната находится и по сей день. Останки Александра Невского были выставлены на общее обозрение в Казанском соборе, в котором располагался музей истории религии и атеизма. В Александро-Невскую Лавру мощи вернулись лишь в 1989 году. С тех пор православная общественность требует от муниципальных властей, чтобы в Лавру вернулась и гробница благоверного князя.
Читайте наши статьи на Дзен