Новый Сарай: что русские пираты сделали со столицей Золотой Орды
Самым знаменитым сражением против татаро-монгольского ига в истории осталась Куликовская битва 1380 года, память о которой сегодня отмечается как День воинской славы. Решительная победа московского князя Дмитрия Донского над войсками ордынского военачальника Мамая считается точкой перелома, после которой восточные завоеватели стали стремительно терять свое влияние на русских землях. Однако еще за два десятилетия до Куликовской битвы города Золотой Орды начали разорять новгородские «лихие люди», прозванные ушкуйниками.
Русские корсары
Впервые новгородские ушкуйники упоминаются в летописях в связи с их походом в Югру в 1032 году. Историки полагают, что как раз в то время в Великом Новгороде и возникло это стихийное военизированное образование, находившееся на полулегальном положении, наподобие французских корсаров или английских пиратов. Как и их европейские «коллеги», ушкуйники рыскали по крупным судоходным рекам и по морям в поисках добычи – грабили купеческие корабли, разоряли иноземные города и соседние княжества, а иногда трудились и на пользу своего государства, атакуя врагов Великого Новгорода, коих было немало – половцы, татары, шведы, норвежцы, литовцы… Само слово «ушкуйники» происходит от названия легких маневренных судов ушкуев, на которых новгородские лихачи отправлялись в свои походы. Эти плоскодонные парусно-гребные судна с единственной съемной мачтой при необходимости легко переволакивались по земле и имели речную и морскую разновидности, соответственно различаясь по конфигурации: речной ушкуй имел полностью открытую палубу без трюмов и снабжался прямым парусом; морской ушкуй имел косой парус и дополнялся двумя трюмами. Носовые части кораблей украшались головой полярного медведя ошкуя, в честь которого, по всей видимости, суда и получили свое название. Сами ушкуйники выходили, в основном, из крестьянского сословия, однако во главе зачастую стояли опытные новгородские воеводы, младшие сыновья бояр и князей, которые формировали из ушкуйников полноценное воинское подразделение, наделенное всеми необходимыми бойцовскими навыками и снабженное всем необходимым оружием и обмундированием – кольчугами, пластинчатыми доспехами, шлемами, мечами, саблями, копьями, луками, арбалетами. В качестве «спонсоров» выступали богатые новгородские купцы, с которыми ушкуйники были в доле.
Карательные операции
Играя неофициальную роль в защите Великого Новгорода от вражеских набегов, ушкуйники нередко выступали в качестве карательных отрядов, осуществляя свои набеги в ответ на агрессивные выпады неприятеля. Так, например, в 1320 году ушкуйники нанесли ответные удары по норвежцам, разорив их области Финнмарк и Холугаланд, а карательный поход против шведов в 1323 году вынудил последних заключить с новгородцами Ореховецкий мир. К тому моменту шведы уже успели узнать силу лихих новгородцев: в 1187 году последние вместе с карелами и эстами так разграбили центр торговли Сигтуну, что город так и не смог после этого оправиться. Однако в 1348 году Швеция решила взять реванш, захватив в новгородскую крепость Орешек в истоке Невы, и тогда ушкуйники в отместку напали на шведскую провинцию Холугаланд и захватили укрепленный замок Бьяркей. В результате походы шведских рыцарей надолго прекратились… Регулярные разбойничьи набеги лихие новгородцы совершали и против грозной Золотой Орды.
Свой первый удачный поход на булгарскую столицу Жукотин на реке Каме ушкуйники совершили в 1360 году. Однако, по решению Дмитрия Суздальского и других князей, «лихие люди» были схвачены и выданы татарскому хану на расправу. Но три года спустя отряды ушкуйников под руководством воевод Александра Абакуновича и Степана Лепы снова отправились разорять татар вдоль реки Оби, и с тех пор нападать на ордынцев каждые несколько лет стало у них традицией. В 1366 году московскому князю Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, от ордынского хана приходит новая жалоба: новгородские разбойники разгромили его караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Но князь отделался отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».
Погром Нового Сарая
Атаки ушкуйников, не прекращавшиеся в течение всех 1370-х годов, были столь успешны, что татарские ханы и купцы соглашались даже платить новгородским лихачам дань, лишь бы они оставили их в покое. Но ушкуйники и не думали униматься. В 1374 году они в третий раз захватили город Болгар возле Казани и тогда же покушались на столицу Золотой Орды – Новый Сарай. Этот богатый, густонаселенный город, предположительно находившийся по левому рукаву Волги, на реке Ахтубе, на территории нынешнего Ленинского района Волгоградской области, был одним из крупнейших в мире и вполне мог конкурировать с Римом, Константинополем или Багдадом. Впервые напав на столицу Великого хана, ушкуйники нагрузили свои быстроходные судна золотом и драгоценными товарами, освободили множество русских рабов и, прежде чем уплыть, подожгли город, чтобы избежать погони. По легенде, татары отомстили удальцам: встретивший их на Волге астраханский хан сначала заплатил дань и устроил для «лихих людей» роскошный пир», а затем наслал на них толпу воинов, которые перебили их почти поголовно.
Наибольший же разгром и разорение Нового Сарая век спустя, в 1471 году, учинили вятские ушкуйники во главе с воеводой Костей Юрьевым. Как сообщает Устюжская летопись, они тогда «взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских». Об этом же событии повествует Типографская летопись: «Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша». Существует версия, что этот поход на ордынскую столицу тоже был «заказан сверху», то есть совершался по тайному распоряжению московского князя, который в это время воевал с Новгородом и хотел на время отвлечь внимание ордынцев, которые могли вмешаться в конфликт.
Нападения на татаро-монголов со стороны ушкуйников продолжались до второй половины XV века. Однако от их лихих походов страдали не только внешние враги, но и южные русские княжества, например, Кострома и Ярославль. Поэтому, когда Великий Новгород перешел под управление великого московского князя (а затем и первого государя всея Руси) Ивана III Васильевича, московские войска были брошены на подавление ушкуйников, и после двух неудачных походов, в 1489 году «разбойничья столица» ушкуйников город Хлынов (нынешний Киров) была взята. Атаманы были казнены, часть ушкуйников ассимилировалась в подмосковных селах, а часть сбежала в пермские леса, в Поволжье или на Дон, сыграв немалую роль в формировании будущего казачества.
Читайте наши статьи на Дзен