«Западом накажет нас Господь»: о чем предупреждал Феофан Затворник
Феофан Затворник умер в 1894 году, а потому не застал революцию. Тем не менее Святитель почти не сомневался в том, что она неминуема. Придерживаясь монархических взглядов, владыка Феофан считал, что народ спасается исключительно благодаря царской власти. Запад же он сравнивал с грязью. «Западом накажет нас Господь», — говорил епископ.
Почему Феофан Затворник?
Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в 1815 году в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Как указано в издании «Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни» под редакцией Л. Бутримовой, глава семьи был священнослужителем, поэтому Георгий и решил пойти по его стопам. Он окончил Ливенское духовное училище, Орловскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию. В 1841 году в Киеве Говоров принял постриг с именем Феофан, а чуть позже был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1859 году Феофан стал епископом Тамбовским, а потом – Владимирским.
В 1866 году, что называется на самом «взлете», Святитель неожиданно решил уйти на покой и подал соответствующее прошение об увольнении. Как утверждает на страницах «Православного календаря» Наталья Будур, владыка удалился в Вышинскую обитель Тамбовской епархии. В упомянутой обители он провел последних 28 лет своей жизни. Примечательно, что 22 года из них епископ Феофан находился в полном затворе, то есть безвыходно пребывал в келье. Однако владыка был, по всей видимости, счастлив. По крайней мере, он писал: «Вышу можно променять только на Царствие Небесное». Время Феофан проводил в богослужении, молитвах, размышлениях и писательских трудах, коих оставил множество.
Простор для антихриста
Кроме того, как утверждает автор издания «50 великих книг о мудрости» Андрей Жалевич, Феофан Затворник не отказывал никому и в духовном наставлении, пользуясь для этого услугами почты. По словам Жалевича, в день Феофан успевал написать около 40 писем. Именно в одном из таких посланий Святитель более чем за полвека и предсказал Октябрьскую революцию. Епископ считал, что «царская власть, держась сама христианских начал», не допустит того, чтобы народ уклонился от них и будет его сдерживать. «Пока будет в силе царская власть, антихрист не явится», — уверял Феофан. А вот когда монархия падет, и народы «заведут самоуправство» (появятся демократия и республики), тогда и антихристу станет просторно.
«Сатане нетрудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции», — писал Феофан, слова которого приведены в издании архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета». Наложить же на такое развитие событий «властное вето», как выражался Святитель, будет некому. Верующих и служителей церкви никто слушать не станет. «Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять!» — призывал Затворник, — «Когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет свое священное трехцветное знамя».
Запад как наказание
Заглядывал Феофан Затворник и подальше революции. По крайней мере многие авторы относят высказывания Феофана о губительном западном влиянии к нашему времени. Впрочем, еще в 1894 году, если верить Анне Марианис, автору издания «Все пророчества о России до и после 2012 года», Святитель отмечал: «Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения». Однако, по уверениям Феофана, именно Западом, в грязи которой и завязли русские люди по уши, как выражался пророк, и накажет Господь Россию. Феофан предостерегал: «Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство».
Стоит отметить, что Феофан Затворник, как указывает в своей книге «Размышления о Евангелии от Луки» Виктор Рягузов, давал рекомендации царской власти для того, чтобы избежать революции. Феофан призывал ввести в стране строгую цензуру («зажать рот журналистам и газетчикам»), за революционную деятельность карать смертной казнью, а атеизм объявить преступлением. Вообще Святитель был уверен в том, что духовный рост человека возможен только в Церкви посредством священнодействий и «повседневного доброделания», а потому жестко критиковал протестантов и «папистов», которые, по его мнению, привели Европу к «лжеверию, неверию и индифферентизму».
Читайте наши статьи на Дзен