Спасители “Вечного города”: зачем русские войска в 1799 году захватили Рим
Во многие европейские столицы приходила русская армия, и почти всегда – как освободительница.
Эпизод войны 1799 года между Россией и Францией, о котором мы хотим рассказать, до сих пор настолько малоизвестен и малоизучен, что даже его даты в источниках различаются почти на месяц.
Тогда, во время знаменитого похода фельдмаршала Суворова, от французских оккупантов были освобождены столицы североитальянских государств – Милан и Турин. А поход адмирала Ушакова, сочетавший битвы на море с сухопутными операциями, находится как-то в его тени. Но ведь в результате похода Ушакова были освобождены ещё две южно-итальянские столицы – Неаполь и Рим. И стратегическое значение этого похода было ничуть не меньше.
Россия в войне Второй коалиции
Ещё императрица Екатерина II хотела послать русские войска на подавление французской революции, этого «бунта черни против тронов и аристократии», угрожавшего спокойствию феодальных классов во всей Европе, но не успела из-за своей кончины. Её сын Павел I, вступивший на престол в 1796 году, хотя и расходился со своей матерью во взглядах на многие вопросы, но в желании задушить опасный мятеж французских «вольнодумцев» был ещё более целеустремлён, чем Екатерина. В начале 1798 года Павел снял опалу с фельдмаршала Александра Васильевича Суворова и повелел ему готовить русскую армию к предстоящему походу.
Во Вторую антифранцузскую коалицию вошли, кроме Англии, Австрии и России, также Неаполитанское королевство, Турция и Швеция. Стратегия коалиционной войны была плохо разработана. Разногласия между её участниками в конце концов привели к распаду коалиции. Союзные силы были разбросаны по разным театрам, их действия были плохо согласованы между собой. Так, только часть русской армии отправилась в Северную Италию под командованием Суворова на помощь австрийцам. Другая её часть двигалась вместе с теми же австрийцами через Южную Германию и Швейцарию, а третью предполагалось высадить вместе с англичанами в Голландии.
Средиземноморский театр войны
Наконец, русский флот под командованием адмирала Фёдора Ушакова вместе с десантными частями должен был действовать в Средиземном море и по его берегам. Предполагалось, что ему будут содействовать турецкие вооружённые силы и британский флот адмирала Нельсона.
Ещё до начала войны, в 1798 году, в Италии произошли изменения, приведшие к усилению позиций французов. Войска Французской республики последовательно оккупировали Пьемонт и Рим, вынудив короля удалиться на остров Сардиния под защиту английского флота, и подвергнув аресту Папу Пия VI. Везде французы пытались опереться на местных «якобинцев» и провозглашали марионеточные республики. Осенью 1798 года на Рим двинулись войска Австрии и Неаполитанского королевства. Им временно удалось овладеть Римом. Но уже в январе 1799 года французские войска перешли в контрнаступление, снова заняли Рим и двинулись на Неаполь, где тем временем начался мятеж местных республиканцев. Король бежал на остров Сицилию, французы вошли в Неаполь и провозгласили на юге материковой Италии «Парфенопейскую республику».
Республиканские режимы в Италии имели очень узкую социальную базу. Большая часть дворянства и духовенства и находившаяся под их влиянием масса крестьянства поддерживала старую монархию и католическую церковь. Эти широкие слои населения воспринимали республику как иго безбожных французов. Перед эскадрой Ушакова стояла задача освободить юг Италии. После взятия в феврале 1799 года, совместно с турками, французской крепости на острове Корфу, Ушаков двинулся к берегам Италии.
Освобождение Неаполитанского королевства
Ещё до прибытия русских войск, на юге Италии против французов действовала партизанская «Армия Веры» под предводительством кардинала Фабрицио Руффо. Она добилась ряда крупных успехов в борьбе с французскими оккупантами и республиканскими коллаборационистами и уже подходила к Неаполю.
4 (по другим сведениям – 8) мая нового стиля 1799 года в Апулии (в порту Бриндизи или в заливе Монфреддония) был высажен небольшой десантный отряд капитан-лейтенанта Григория Белли – шотландца, принятого на русскую военно-морскую службу в 1783 году. В отряде Белли было чуть более 500 солдат и 6 пушек. С этими скромными силами Белли взял город Фоджу, дошёл до Неаполя, соединился в его окрестностях с добровольцами кардинала Руффо и 3 (либо 8, либо 13) июня атаковал город. После битвы на мосту Магдалины с республиканцами и французами, русские морские пехотинцы и неаполитанские партизаны овладели Неаполем и провозгласили королевскую власть восстановленной.
Освобождение Рима
Поход на Рим был задержан разногласиями с союзниками. Турецкая эскадра покинула Ушакова, а адмирал Нельсон, прибывший сначала в Неаполь, вскоре отбыл восвояси для осады Мальты. Между тем, и император Павел, и австрийский двор настаивали на движении к Риму. После некоторых раздумий, адмирал Ушаков решил действовать в одиночку.
Положение Ушакова облегчалось тем, что успехи русской армии Суворова в Северной Италии заставили французов вывести из окрестностей Рима почти всю армию генерала Макдональда. В Риме оставались в основном местные республиканцы, не умевшие воевать и не пользовавшиеся поддержкой населения. Правда, там ещё находился французский гарнизон численностью 2500 солдат.
Используя обстановку, Ушаков высадил на побережье отряд из 800 солдат под командованием полковника Скипора. Узнав об этом, начальник французского гарнизона Гарнье поспешил капитулировать перед австрийцами и неаполитанцами. Те 16 (27 по новому стилю) сентября разрешили французам покинуть Рим с оружием в руках. Раздосадованный Ушаков уже отдал было приказ Скипору возвращаться на суда, но по усиленной просьбе кардинала Руффо велел продолжать поход. Кардинал настаивал, что русские будут необходимы в Риме для поддержания порядка.
19 (30) сентября или 30 сентября (11 октября) 1799 года русские войска как освободители без боя вступили в «Вечный город». «Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам, — доносил Ушакову лейтенант Пётр Балабин. — От самых ворот св. Иоанна до солдатских квартир обе стороны улиц были заполнены обывателями обоего пола. Это обстоятельство даже затрудняло прохождение наших войск. ,,Виват Павло примо! Виват московито!“ — звучало повсюду с рукоплесканиями. „Вот,— говорили жители,— вот те, кои бьют французов и коих они боятся! Вот наши избавители! Недаром французы спешили отсюда удалиться!“ Вообразите себе, ваше высокопревосходительство, какое мнение имеет о нас большая и самая важная часть римлян, и сколь много радости произвела в них столь малая наша команда! Я приметил, что на всех лицах было написано искреннее удовольствие».
Последующие разногласия между союзниками привели к выходу России из коалиции, а уже в 1800 году всю материковую Италию снова оккупировали французские войска, где и оставались до самого конца наполеоновской эпопеи в 1814 году.
Читайте наши статьи на Дзен