Полина Жемчужина: за что жена Молотова отсидела 5 лет
Полина Жемчужина, супруга Вячеслава Молотова, прожила крайне интересную жизнь: построила головокружительную карьеру, дружила с Надеждой Аллилуевой, была арестована и провела 5 лет в Кустанайской области. Удивительно, но обличенный властью Молотов не сделал ничего, чтобы спасти жену.
Преступная связь
Арест Жемчужиной состоялись 29 января 1949 года, официальное обвинение было предъявлено тогда же и заключалось в том, что «на протяжении ряда лет находилась в преступной связи с еврейскими националистами».
И эта история имела под собой некоторые фактические основания. Начать тут стоит с того, что Жемчужина была активной сотрудницей Еврейского антифашистского комитета, созданного в начале апреля 1942 года.
Этот комитет был создан при активнейшем участии НКВД, но не был единственным. В годы Второй мировой войны такие лиги и комитеты были в США и в подмандатной Палестине. Но именно советский ЕАК стал инструментом лоббирования создания государства Израиль.
Еврейская дочь
И 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион провозгласил основание независимого еврейского государства согласно утвержденной резолюции ООН. Понятно, что арабы такие новости восприняли крайне негативно, и началась первая арабо-израильская война, которая в Израильской же историографии называется «войной за независимость».
В этой войне Израилю активно помогал СССР. Поскольку создание такого национального еврейского государства виделось Сталину крайне полезным с внешнеполитической точки зрения. Правда, советско-израильская дружба продлилась недолго, и в итоге этого государство стало больше ориентироваться на Западную Европу и, в первую очередь, на США.
Но в 1948 году был организован прием для иностранных дипломатов, где была и аккредитованная там первая посол Израиля в СССР Голда Меир. И Жемчужина, по словам очевидцев, демонстративно уединилась с ней для длительной беседы. А после уже публично сделала ряд заявлений на идише. Например, о том, что она «еврейская дочь», и о том, что «если народу Израиля будет хорошо — будет хорошо и евреям в остальном мире».
ЕАК на тот момент был крайне влиятельной организацией, но после таких заявлений одной из активнейших членов комитета Сталин запросто мог решить, что своими руками организовал себе под боком «кружок агентов влияния».
Настойчивый развод
Нужно учитывать также и определенные идеологические разногласия со стороны ЕАК и «старых ленинских партийцев-евреев» с линией политики Сталина. Очень многие были недовольны своеобразным консерватизмом Сталина. Впрочем, есть версия, что и сам Молотов отзывался о сталинском курсе, как об «ошибочном». Более того, ещё в 1946 году Соломон Михаэлс, первый председатель ЕАК, жаловался Жемчужиной на «притеснения евреев на местах», и Жемчужина по этому поводу высказала претензии в адрес Сталина.
В общем, уже 29 декабря 1948 Жемчужину исключили из партии, а в конце января арестовали. С мужем они развелись ещё раньше. Но вот что интересно, есть воспоминания о том, что Жемчужина сама настояла на разводе с формулировкой: «Если это нужно для партии, значит, мы разойдемся».
Хотя Молотов и был категорически против. Он в итоге был снят с поста Министра иностранных дел, а вот Жемчужина и её родственники, к которым она переселилась, были арестованы. Брат и сестра Жемчужиной этой ссылки не пережили.
Брат-американец
И здесь возникает вторая версия ареста Жемчужиной, которая также связана с внешней политикой, но ещё и с родственными связями и шпионажем. Дело в том, что у Жемчужиной был брат, Самуил Карповский, который ещё в 20-х эмигрировал в США и основал там свою фирму.
Дела у него в связи с началом Великой Депрессии не заладились. Однако в тридцатые он приехал к сестре в СССР, где и был завербован советской разведкой. Далее его фирма Car Export and Import Corporation занималась тем, что покупала военные технологии у США и переправляла их для изучения и копирования в СССР.
В 1939 году Карповский, потратив 500 тысяч долларов, выделенных советским правительском, всё же не смог удачно завершить сделку со Штатами по покупке у них линкора. Но главное, что уже после войны, в том же 1948 году, Сэм Карп, как его звали в Штатах, стал фигурантом правительственного расследования об антиамериканской деятельности и на разбирательствах рассказал обо всех схемах подкупа и лоббирования советских и своих интересов.
В США это привело, например, к тому, что ещё до президентских праймериз свою кандидатуру снял генерал Эйзенхауэр, который тесно сотрудничал с Карповским. А вот в СССР откровения Сэма Карпа, видимо, расценили, как «двойную игру» и переход на сторону «потенциального противника».
Ну и Жемчужина, которая поддерживала с братом самые тесные отношения и вообще свела его с «нужными людьми в СССР», вызвала вполне понятное недовольство и вполне обоснованные на тот момент подозрения. В общем, тоже вполне себе мотив, особенно в контексте «тёплых» отношений СССР и США.
Тут нужно отметить, что по тем суровым временам Жемчужина крайне легко отделалась (как бы цинично это ни звучало), потому что за шпионаж и вытекающую из этого государственную измену приговаривали к высшей мере наказания.
И ещё один крайне интересный момент. После смерти Сталина Жемчужину, естественно, освободили. Но она осталась не только убеждённой коммунисткой, но и сталинисткой.
Дочь Сталина Светлана Аллилуева, посетившая Молотовых в середине шестидесятых, вспоминала, что Жемчужина сказала ей: «Твой отец гений. Он уничтожил в нашей стране пятую колонну, и когда началась война, партия и народ были едины. Теперь больше нет революционного духа, везде оппортунизм».
Читайте наши статьи на Дзен