Эмигранты из России: почему они ассимилируются быстрее, чем другие народы
Потрясения ХХ века вынудили множество русских выехать за границу в поисках счастья. Несмотря на огромное количество людей, покинувших Россию, ни в одной стране не возникло полноценного «русского мира».
Не диаспора
Как отмечают историки и социологи, эффективной консолидации в среде русских эмигрантов не произошло. Хотя такие попытки активно предпринимались в 1920-30-х годах, уже тогда белые генералы сравнивали большинство русских с «людской пылью», имея в виду отсутствие солидарности. Сегодня потомки русских, активно влившихся в западное общество, зачастую уже утратили свой язык. Эти процессы происходили стремительно, прямо на глазах старшего поколения, уехавшего из России.
«Во втором поколении многие потомки мигрантов из России не только говорят с акцентом на русском языке, но и не используют его дома, не интересуются ситуацией в России. А в третьем поколении и вовсе можно констатировать такой феномен, как «угасание русского языка». Например, руководитель русской общины в Аделаиде рассказывал: «Мой сын родился в Австралии. Он говорит со мной по-русски, конечно. Но мои внуки вообще не говорят по-русски. Я пытаюсь с ними говорить. А они переходят на английский постоянно», — описывает нынешнюю ситуацию профессор Сергей Рязанцев, руководитель Центра демографии РАН.
Данный исследователь считает, что русских за рубежом нельзя назвать «диаспорой» (такой, как, например, китайская или армянская). В лучшем случае, по его мнению, можно говорить о «русскоговорящих сообществах». Зримым подтверждением скоростной ассимиляции русских являются данные переписи населения. Например, в США в 1990 году «русскими» себя назвали 2,9 млн человек. В 2000 году таких людей стало всего 2 млн. И дело, разумеется, не в физической убыли русского населения. Просто 900 тысяч человек сменило самоидентификацию, предпочтя называться «американцами».
Причины ускоренной ассимиляции
Быстрой ассимиляции русских за границей способствовал их колоссальный разброс по всему миру. У наших соотечественников не было предпочтительных стран для жизни, они оседали в США, Франции, Канаде, Аргентине, Австралии (в отличие, к примеру, от турок, выбравших одно приоритетное направление – Германию). Однако даже в этих странах русские селились крайне дисперсно. Почти нигде в мире не возникло районов преимущественного компактного проживания русских (Брайтон-Бич в Нью-Йорке не в счёт – его не случайно называют «Маленькой Одессой»). Одна из причин этого заключается в высоком уровне образования выходцев из России, что характерно как для современных эмигрантов, так и для первой, «дворянской» волны. Русские быстро овладевают языком принявшей их страны и стремятся ничем не выделяться среди своего окружения.
«Многие из них имеют высшее образование, являются профессионалами и при выборе районов расселения ориентируются в большей степени на социально-экономический статус окружающего населения, чем этнотерриториальный», — отмечает Сергей Рязанцев.
Уже во втором поколении русские нередко предпочитали заключать браки с иностранцами, а не между собой. Примером могут служить дочери певца Фёдора Шаляпина Татьяна, Марфа и Марина, вышедшие замуж за европейцев. Смешанные браки были инструментом улучшения экономического положения – ведь многие русские уезжали практически без имущества. Церковь при этом не запрещала православным заключать браки с другими христианами. Исключением тут стали старообрядцы – имея более жёсткие религиозно регламентированные нормы поведения, они и по сей день сохраняют общинную структуру.
Наконец, ещё одна, и в духовном смысле, вероятно, важнейшая причина отстранённости зарубежных русских друг от друга, заключается в том, что у них нет позитивного мифологизированного образа Родины (в отличие от тех же евреев и армян). В данном случае сказались как враждебность официального Советского Союза в XX веке, так и отсутствие внятной политики современной России в отношении соотечественников.
Читайте наши статьи на Дзен