Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-04-03 09:00:00
Орынганым Танатарова

Скопцы: почему эта секта была самой богатой в России

Во второй половине XVIII в. в России появилась секта, вступление в которую сопровождалось кастрацией каждого неофита. Несмотря на калечащую процедуру, движение скопцов быстро набрало популярность. Многих людей привлекала обеспеченная жизнь «белых голубей», как они сами себя называли. Причем, богатство скопцов имело не только экономические, но и социально-психологические причины.

Кондратий Селиванов

Вообще, практика кастрации людей по религиозным мотивам существовала с древних времен в разных частях света, но к ней прибегали лишь отдельные адепты тех или иных культов. И лишь в Российской империи возник настоящий феномен – массовое движение скопцов.

Основателем секты «белых голубей» был орловский крестьянин Кондратий Селиванов. На заре личностных исканий он вступил в местную общину хлыстов (христоверов), но быстро разочаровался, раскритиковав их за подверженность разврату. Новоявленный духовный лидер решил, что одержать победу над сексуальными соблазнами люди смогут лишь с помощью кастрации..

Автор книги «50 знаменитых сект» (Харьков, 2004 г.) Владислав Карнацевич отметил, что в 1772 г. деятельность К.И. Селиванова привлекла внимание властей. Екатерина II узнала о возникшем в Орловской губернии движении скопцов и распорядилась провести расследование.

Выяснилось, что глава секты, как и многие авантюристы того времени, объявил себя Петром III (супругом императрицы). Одно лишь это считалось непростительным преступлением, не говоря уж о сомнительных религиозных практиках, поэтому К.И. Селиванов был сослан в Иркутск.

Из Сибири в Москву этот человек вернулся лишь в 1795 г. Его снова арестовали и отправили в Санкт-Петербург, ведь учением лидера «белых голубей» вновь заинтересовались на самом верху. По неподтвержденным данным, с крестьянином Кондратием побеседовал сам Павел I. Впрочем, император не проникся идеями своего самозваного отца, и К.И. Селиванов остался в заточении.

Долгожданную свободу узник получил лишь после прихода к власти Александра I, который проводил лояльную политику в духовной сфере. С 1802 по 1820 гг. лидер «белых голубей» активно продвигал свое учение, заручившись поддержкой влиятельных сановников и богатых купцов.

Во что они верили

Идеология «убеленных» строилась на нескольких цитатах из Священного Писания, но важнейшими из них были два изречения из Евангелия от Матфея.

Первое: «Если же правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

Второе: «… ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12).

Кондратий Селиванов и его последователи поняли эти цитаты буквально. Сам духовный лидер ратовал за так называемое «огненное крещение», когда нового адепта кастрировали раскаленными железными прутьями. Затем процедуру инициации, все же, пересмотрели. Сначала мужчина получал «малую печать» – лишался возможности стать отцом. И лишь окрепнув в своей вере, он удостаивался «большой печати». Полное оскопление совершалось острыми металлическими предметами. Например, серпами. Женщинам же, желающим вступить на безгрешный путь, отрезали груди.

Свои общины скопцы называли «кораблями». Как и хлысты, кастраты проводили ночные радения, доводя себя до исступления коллективными танцами и прыжками. Такие действия были призваны ослабить похотливые устремления людей и приблизить их земное существование к небесному, ангельскому.

Кто становился скопцом

Поначалу скопцами становились люди мистического склада ума, пресытившиеся плотскими удовольствиями и ищущие духовного спасения. Среди них было немало дворян или представителей купеческого сословия. Об этом кандидат исторических наук Илья Носырев пишет в статье «Скопчество: функция обряда кастрации, аудитория и структура общины», которая вышла в журнале «Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева» (том 2, № 4 за 2013 г.).

Кроме того, в ряды секты вступали мужчины, не желавшие обременять себя семьей. Избавление от плотских желаний казалось им правильным решением. Обычно это были военнослужащие или рабочие, подавшиеся на заработки в город. Хотя среди них попадались и женатые люди, решившие больше не плодить наследников.

Иногда богатые скопцы выкупали крепостных или за взятки освобождали из тюрем заключенных с условием, что те станут членами их общины. Владельцы предприятий и офицеры могли просто заставить зависимых от них людей пройти калечащую процедуру. Родители или опекуны кастрировали детей. А некоторых взрослых намеренно втягивали в долги и соблазняли красивой жизнью, которая начнется после «убеления».

Человек, перенесший процедуру, обычно не покидал секту, поскольку понимал, что обратного пути уже нет.

Влиятельные адепты

Расцвет секты пришелся на начало XIX века. В царствование Александра I произошла либерализация многих сфер жизни общества. Начали распространять свое влияние и скопцы, чей лидер в это время обрел свободу.

Доктор юридических наук Сергей Лукьянов посвятил этой теме статью «Полиция Российской империи в противодействии религиозному изуверству в первой четверти XIX в.», которая опубликована в журнале «Труды Академии управления МВД России» (№ 4 за 2018 г.). Исследователь отметил, что К.И. Селиванов «…пользовался огромной популярностью в столице как пророк и исцелитель, посещался огромным количеством людей, в том числе и представителями высшей аристократии».

Одним из влиятельных адептов секты был статский советник Алексей (Иосиф) Еленский – бывший камергер польского короля, принявший православие. В 1804 г. он даже подготовил проект передачи скопцам власти над Российской империей. Но император не поддержал это предложение, и А.М. Еленский вскоре был сослан в Суздальский монастырь.

Впрочем, среди скопцов оказалось немало других влиятельных сановников, родовитых дворян, богатых купцов и промышленников. Секта активно вербовала сторонников. По приблизительным подсчетам исследователей, в начале 20-х гг. XIX в. только в Москве их насчитывалось около тысячи человек. Кроме того, общины кастратов возникли в Туле, Тамбове, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове и ряде других городов.

Богатые общины

Впрочем, богатство секты объясняется не только тем, что учение привлекло мистически настроенных дворян и купцов, разочаровавшихся в плотских утехах. Доктор исторических наук Андрей Машковцев считает, что причина крылась в идеологической доктрине скопчества, напоминающей трудовую этику протестантизма, которая привлекла представителей буржуазии, зарождавшейся в российском обществе. Об этом ученый написал в статье «Политика Вятской губернской администрации в отношении сектантов-скопцов в 50-70-х гг. XIX в.», вышедшей в журнале «Вестник Вятского государственного университета» (№ 1-1 за 2010 г.).

Многие люди вступали в секту, чтобы поправить свое материальное положение. Богатые скопцы выдавали неофитам денежные пособия, помогали открыть свое дело, предоставляли беспроцентные ссуды.

«Быстрому обогащению скопцов способствовал их аскетический образ жизни, а также отсутствие расходов на содержание семьи», – считает А.А. Машковцев.

Действительно, адепты секты, лишенные необходимости тратить время и силы на отношения, могли сосредоточиться на профессиональной деятельности. Даже в Сибири, куда во времена Екатерины II были сосланы многие кастраты, они вели успешный бизнес, занимались сельским хозяйством, благоустраивали свои поселения.

Кроме того, заводчики и промышленники быстро смекнули, что община скопцов – это золотое дно. Сектанты усердно трудились, не устраивали забастовок, не пьянствовали, не нуждались в дополнительной социальной поддержке: жен и детей у них не было.

В ряды «убеленных» вступили богатые московские купеческие дома Тимофеевых и Жигаревых. В Санкт-Петербурге казну секты изрядно пополнили братья Ненастьевы, а также купцы Артамоновы, Костровы, Васильевы. Аналогичная ситуация складывалась и в других городах.

Как отметил в книге «50 знаменитых сект» В.Л. Карнацевич, многие мануфактурщики, возглавившие скопческие общины, получали солидные барыши всего лишь за несколько лет эксплуатации «братьев по вере». Неплохой доход приносили кастратам и ростовщические операции. Этой мощной торгово-промышленной корпорацией, неуклонно распространявшей свое влияние по всей России, управлял К.И. Селиванов.

Упадок движения

Однако, уже в 1820 г. духовный лидер сектантов снова был арестован, его сослали в Суздальский монастырь. А причиной опалы на этот раз стало недовольство многих видных генералов, ведь незадолго до этого в царской армии началась активная пропаганда скопчества. Более того, некоторые офицеры-адепты организовали массовую кастрацию подчиненных им солдат. Такое случилось, например, в лейб-гвардии Егерском полку.

К тому же, всех взбудоражило известие о двух племянниках генерал-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Милорадовича, которые тоже были оскоплены.

Вступив на трон, Николай I начал борьбу с религиозными движениями, противоречащими официальной церкви. А «белые голуби» к тому времени стали одной из наиболее влиятельных сект России. По некоторым данным, к 1826 г. в рядах этой организации состояло от 10 до 15 тысяч человек.

Уже вскоре власти запретили деятельность всех скопческих общин. Их руководители были сосланы в Якутию или Забайкалье – подальше от потенциальной паствы, а рядовые адепты затаились, практически прекратив вербовку неофитов.

В 1832 г. умер К.И. Селиванов, у скопцов не стало единого лидера. Разрозненные общины постепенно утратили былое богатство и влияние.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: