Царь-неудачник: какие катастрофы произошли в России при Борисе Годунове
Личность царя Бориса Годунова на протяжении долгого времени привлекала историков и искусствоведов. Борис Годунов был первым выбранным царем на Руси, и он в результате тех или иных обстоятельств стал победителем и жертвой. Личные качества и его деятельность вызывают до сих пор бурные обсуждения в его противоречивой биографии. Современники отмечали, что царь был добродетелен, но «терн завистливой злобы» омрачал это качество. Бесконечная вера Бориса Годунова доносам и клеветникам привела к весьма печальному результату – погибло много невинных людей. Это вызвало бурю недовольства у его окружения, которое в итоге восстало против него и свергло. Ряд его современников дает Борису Годунову свою характеристику и оценку его деятельности.
Русский дьяк, государственный деятель, писатель и религиозно-философский мыслитель Иван Тимофеевич Семёнов (года жизни: 1555–1631гг.). Он отмечал, что у Бориса Годунова высокий ум и высокие управленческие способности. Однако С. И. Тимофеев так и не смог определить, что больше преобладало у царя Бориса Годунова – добро или зло. Он отмечал: «В часе же смерти его никто же весть, что возодоле и кая страна мерила претягну дел его: благая, ли злая».
Арсений Элассонский, он же Архиепископ Суздальский и Тарусский (года жизни: 1550–1625 гг.). Отмечал, что во время правления Бориса Годунова царь был милостив архиереям, священникам и представителями духовенства в Константинополе, Александрии и святейшим патриархам в Иерусалиме. Кроме того, царь украсил большое количество церквей и монастырей, при этом использовались ценные дорогие металлы и драгоценные камни. Он заложил и построил несколько новых храмов в России, а также установил из чистого золота плащаницу с изображением Спасителя с Божьей Матерью и двенадцатью апостолами. На изображение Иисуса Христа было потрачено 200 литров золота, столько же было потрачено на каждого апостола. Кроме того, царь прогнал татар из России и построил крепкие и многочисленные укрепления для защиты российского государства.
Первый русский патриарх Иов (года жизни: 1525–1607 гг.), автор «Повести о честном житии царя и великого князя Фёдора Иоанновича», свидетельствовал, что «достойным соправителем Фёдора был его шурин, слуга и конюший, старший боярин Борис Федорович Годунов, который, зело преизрядною мудростью украшен и саном паче всех и благим разумом превосходя». Далее, Иов отмечал, что Борис ни в чем не уступал царю Фёдору, что представители различных иностранных держав оказывали ему честь, равную самому царю Федору. Большой вклад царь Борис Годунов сделал в строительство разного рода сооружений: при нем было построено много каменных храмов, военных укреплений и торговых рядов. О военных подвигах Иов тоже не забыл упомянуть: на 7-ой год царствования царя Фёдора Борис Годунов успешно сражался в Карелии против шведов, а позже в – Ливонии. Наиболее удачным для Бориса Годунова был Нарвский поход, который позволил расширить территорию Руси за счет прибалтийских городов. При обороне Москвы от набегов крымского хана в 1591 году именно блестящие военные навыки Бориса Годунова при обороне столицы прославили его. Необходимо упомянуть и о таких сочинениях, как «Сказание о Гришке Отрепьеве» и «Повесть како восхити», которые увидели свет уже после свержения Лжедмитрия I в 1606 году.
«Сказание о Гришке Отрепьеве» – сочинение, написанное во время правления Василия Шуйского. К сожалению, ни дата написания, ни сам автор до сегодняшнего дня не известен. Данный автор обрушивается с резкой критикой на Бориса Годунова, отмечая, что правление Федора – это козни Василия Шуйского против российских бояр. Отсюда он делает вывод, что во время царствования царя Федора единственным полновластным правителем Государства Российского был Борис Годунов. В стремлении сесть на трон он стал изводить царский род и бояр.
«Повесть како восхити» тоже отражает не лучшие качества Бориса Годуннова в биографии Василия Шуйского. Там отмечается, что венчание Годунова на царство было обусловлено запугиванием всего государства, включая высшие круги власти – никто не смел сказать что-нибудь против. Став царем, он первое время был тих и милостив, но после проявил весь свой нрав и заточил всех родственников царя Фёдора, многие из которых умрут там не своей смертью. Автор отмечает, что за свои злые деяния Борис Годунов будет наказан богом. Этим орудием наказания станет царевич Дмитрий.
Очевидец Смутного времени, писатель Кондрат Буссов, повествует, что все тяжбы, которые свалились на русский народ, явились результатом последних лет царствования Бориса Годунова. К. Буссов отмечает, что хитрые уловки царя не помогут ему перед богом, и хоть впервые годы его начинания были разумными, ни одно из них добром не закончилось. Ни одно из них не спасло народ от голода и мора – люди гибли тысячами.
Голландский купец, путешественник и дипломат Иссак Масса (годы жизни: 1586–1643 гг.), так характеризовал русского царя: Борис Годунов при всем том, что не умел читать и писать, был крайне ловок, хитер и умен – все это благодаря его феноменальной памяти. Царь никогда ничего не забывал, ему достаточно было один раз услышать или увидеть. Кроме того, царь прекрасно запоминал лица: если один раз видел, отлично узнавал через несколько лет. Саму деятельность Годунова голландский дипломат характеризует как положительную, отмечая, что царь во многих неисправных делах навел порядок, пресёк многие злоупотребления и в целом отличался высокой степенью справедливости по отношению ко вдовам и сиротам.
Еще один современник Бориса Годунова – Авраамий, он же Аверкий Иванович Палицын – русский церковно-политический деятель и публицист (годы жизни: 1550–1626 гг.). Он же автор публицистического произведения «История в память предыдущим родам». В данном произведении автор описывает Бориса Годунова в более ярких красках. Автор уверен, что Борис Годунов не повинен в убийстве царя Фёдора и что Борис взошел на престол на законных основаниях т.к. этого возжелали многие жители Руси. Однако будущий царь долго не соглашался на уговоры народа, в итоге патриарх, взяв икону Владимирской богоматери, стал с ее помощью призывать Бориса Годунова стать царем. Этот шаг резко осуждает автор данного произведения, объясняя тем, что негоже Богоматери умолять человека и просить у него милости. Согласно мнению автора, именно этот шаг привел ко всем последующим бедам на Руси.
Далее отмечается, что царь старался уделять государственному правлению повышенное внимание и что Россия два года «цвела всеми благами». Царь исправлял все ошибки в управлении, проявлял благочестие, был крайне обходителен и любезен к нищим и бедным. Однако его жесткость по отношению к родственникам бывшего царя Федора, которых он стал поэтапно изводить, одних казнили, других сослали в монастырь. Все это делалось с целью укрепления собственной власти и закреплении собственных детей в качестве наследников престола. Именно за этот грех Бог и покарал Русь. Сначала обильным дождем, а после – голодом. Царь старался минимизировать ущерб и всеми средствами помогал голодающим, но этих усилий было недостаточно. Люди гибли по пути к столице. Только в Москве, по словам очевидца, погибло 127 тыс. человек, а сколько по всей Руси не известно. Автор позже отражает причины, приведшие страну к такому плачевному результату. Ненасытное сребролюбие власть имущих, их жадность, отсутствие милости к меньшей братии. Когда народ массово умирал, богатые вместо того, чтобы оказать помощь, наоборот стремились к еще большему обогащению и роскоши. Устраивали пиры и одевались в дорогие одежды из золота и серебра. За все эти согрешения Бог, по мнению автора, и покарал Россию.
Таким образом, личность Бориса Годунова крайне неоднозначна и противоречива. Каждый современник видит результаты правления Бориса Годунова по-своему и каждая точка зрения заслуживает уважения и особого изучения в исторической науке.
Читайте наши статьи на Дзен