Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-05-10 16:31:41
Фаина Шатрова

Покойницкие камни: зачем русские устанавливали огромные валуны на границах деревень

Каждый слышал про Стоунхендж – загадочные мегалиты в британском Уилтшире. О древних валунах, расположенных в разных точках России, говорят не так активно, но это не умаляет их значения для понимания религиозных и культурных традиций страны.

Сокровища русских равнин

Издавна на Руси большие валуны использовали в самых разных целях. Их расположение, особенности и назначение исчерпывающе описал Антон Платов в монографии «Мегалиты Русской равнины». Интересно, что первые данные о священных камнях в научной литературе появились благодаря декабристу Ф. Глинке. После ссылки он долгое время жил в селе Кузнецово Тверской губернии, где нашел «ряд заметных камней». Про одни местные крестьяне рассказывали легенды, другие – обходили стороной из-за «рунических» надписей. Глинка описал найденные камни в небольшом очерке, который был опубликован в 1837 году.

Столетие спустя на территории России ученые выявили уже десятки «загадочных» камней, а к 80-м годам прошлого столетия таких памятников насчитывались сотни. Сегодня количество почитаемых культовых валунов исчисляется тысячами – и это не конечная цифра, потому как ценные находки вблизи полузаброшенных деревень и потаенных уголков России обнаруживаются с завидной регулярностью.

Последний путь

В классификации священных камней А. Платова особенное место занимает так называемый поминальный камень. Один из таких находится в Ленинградской области по дороге в село Ястребино. Местные называют его поминальным, прощальным или покойницким. Установлен камень по дороге на погост неслучайно. Перед ним похоронная процессия обычно делала передышку. На верхнюю горизонтальную поверхность камня, как на стол, ставили гроб с умершим, отдыхали, а затем продолжали путь. А на обратном пути на гладкой поверхности поминального камня оставляли подношения для предков.

А. Платов предполагает, что традиция использовать поминальный камень во время проводов в последний путь бытовала с XIII-XIV вв. Схожее с ястребинским камнем назначение имели валуны, расположенные на Ижорском плато, а также вблизи озера Самро и в ряде других мест северо-западной части России. Использовать священные камни в похоронном обряде было принято не только у русских. Известен абхазский «камень для покойника» и шотландский монолит в Бэлкухаддере.

Хорошо сижу, далеко гляжу

В 2008 году у реки Сума внимание этнографов привлек большой валун с рукотворным квадратным углублением. После изучения находки ученые отнесли камень к сидельным. Их упоминание фиксировалось в скандинавских мифах и православных притчах, но в России сидельный камень был обнаружен впервые.

Выдалбливание «сиденья» на камне было необходимо не столько для удобного расположения во время молитвы или оставления жертвоприношений. В углублении скапливалась дождевая вода, которая издавна славилась целебными свойствами. Подобных «собирателей живой воды» в России предостаточно. Самые известные – Девий камень в Коломенском, вода из которого избавляет женщин от болезней и бесплодия, Киндяковский камень в северной части Московской области и Синий Камень у Плещеева озера.

Интересно, что Киндяковский камень расположен рядом с ручьем. А бытовавшую о нем легенду подробно пересказал советский фольклорист и этнограф Ю.М. Золотов. Когда-то слава о его  целительной силе притягивала к этому месту жителей окрестных сел. Они несли к валуну тяжелобольных детей, зачерпывали из ручья воду, «скатывали» ее по камню и собирали в ковшик. Собранной «заряженной» водой окатывали ребенка. Считалось – если ему суждено выжить, то после такого ритуала он быстро пойдет на поправку.

«Чашечники»

Нередко в строгом расположении запад-восток устанавливали сразу пару камней, делая на поверхности каждого отверстия, а между камнями – своеобразный соединяющий желоб. Западный камень собирал «мертвую воду», которая по желобу перетекала в восточный камень, становясь «живой» и целебной. Подобные камни сохранились в Калужской области на территории Чертова городища. Иногда камни не имели соединительного желоба, но накапливающаяся в «чаше» дождевая вода восточного камня считалась «живой», а западного – «мертвой».

Выдолбить на поверхности камня большое «сиденье» не всегда было возможно, поэтому нередко делали много небольших углублений (вроде тех, что остаются от пальцев, вдавленных в песок). Такие «высверленные» отверстия могли складываться в определенный рисунок. Например, в Богородицке Тульской области камень необычной формы имеет 270 маленьких отверстий, которые расположены по спирали и складываются в змейку.

Средоточие чашечных камней наблюдается в Калужской, Тверской и Ярославской областях. Обычно «чашечники» являлись частью жертвенного комплекса. Они, как пишет А. Платов, выполняли во время ритуалов второстепенную функцию. Использовались для сбора воды (реже – крови животных), а также для оставления в углублениях даров для богов и предков.

Одно из известных каменных святилищ сохранилось по дороге к деревне Солдатское Тульской области. Оно представляет собой большое количество камней разных размеров, плотно уставленных друг к другу с запада на восток. Два больших камня образуют сакральный центр святилища. Западный камень имеет большую плиту с углублениями и представляет собой, вероятно, алтарь, на котором приносили жертву или разводили ритуальный огонь.

«Следовики»

Если хотели придать валуну особое мистическое значение, на его поверхность наносили рисунки. Чаще на камнях-следовиках оставляли «божьи» или «бесовские» следы, которые отличались размерами, количеством, техникой нанесения изображений. Бытовало предание, что в старину камни были мягкими, поэтому выдавить на них пятками следы не составляло труда. Выбиваться могли не только следы, но и отпечатки рук, а также всевозможные сакральные изображения. Оставлять их могли разные люди на протяжении нескольких столетий.

Один из известных камней-следовиков лежит вблизи села Мытно Новгородской области. На нем отпечатана пара стоп и пара ладоней, а также высечены то ли луки, то ли грибы, круг и несколько крестов. Подобные камни служили местом поклонения и молитвы, а изображения на них обычно символизировали разные миры – Мир живущих, Мир Духов, Мир Богов.

Врата между мирами

Установка большого камня на окраине села имела несомненное практическое значение. Валун определял границы, являлся прототипом современного указателя начала и конца населенного пункта. Но изначально валун наделялся сакральной символикой. Как пишет А. Платов, он закрывал проход в загробное царство или служил Вратами для перехода из одного мира в другой.

Сакральные функции таких камней подтверждает русский фольклор. В сказках нередко упоминается волшебный камень, который преграждает добру молодцу вход в Тридесятое царство, или лежащий на перепутье дорог валун с хорошо известной надписью: «направо пойдешь…». И неслучайно камень оказывается на перекрестке, который имеет сакральное значение Центра мира. Валун является не просто указателем направления дорог, но и символом возможности для героя перейти из одного мира в другой.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: