Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-05-31 15:52:28

«Белоглазый, большеносый нучча…»

Когда говорят про Якутию, что она самый большой и богатый недрами регион, кажется, забывают о людях, о культуре и их родных языках, на которых они общаются, творят и т.д., о народах, живущих здесь издавна, освоивших этот суровый климат. Забывают о главной ценности этих богатейших земель – людях Севера. Об этом эссе якутского публициста, ученого и писателя Олега Сидорова

Президент и Якутия

На самом деле все последние события и информационные поводы, связанные с именем Президента России Владимира Путина в связке с Якутией, в том числе и о судьбе строительства моста через Лену (проект которого, конечно не вдруг, а ожидаемо, но все-таки грустно (!), под влиянием “сбора денег для Крыма”, завис), китайский договор по газу (львиная доля которого состоит из якутского газа), его умиление по поводу якутских певцов-итальянцев на награждении деятелей культуры в Кремле – о чем это говорит?  Что Якутия становится центром геополитических, более даже геоэкономических интересов российского руководства в их большой игре с соседями ближними и дальними. Так что не грех использовать для выражения чувств все возможные ресурсы для реверанса. Какому якуту не понравится похвала лидера нации? Хотя и только по поводу певческих талантов всего лишь. И то хорошо.

Возможен ли в Якутии сепаратизм?

Если говорить о месте и роли Якутии в прошлой и современной, а тем более будущей России, то опасения в ее лояльности к Российскому государству беспочвенны. Якутия никогда всерьез не ставила вопрос о своей отдельной жизни, собственной политике, не то что о самостийности. В том, что почти четыре века назад сошлись с русским народом не только в культурном плане, но и ментально, писали и пишут все более-менее глубокие исследователи Якутии, все те, кто прожил здесь не один год. При этом якуты – саха сохраняем и свое исконное, национальное, этническое, не отдавали и не отдаем на откуп ни цивилизации, ни глобализации. Думаю, и геополитические мотивы нас не сдвинут с занятых нами позиций.

“Колонизацию (освоение)” (термин чисто научный, не тот идеологизированный образца советских времен) Якутии, можно определить как взаимовлияние культур, и о том, что русские осваивали наши земли совершенно по-другому, чем они это делали на Кавказе, писал филолог, историк, профессор Кембриджского университета Александр Эткинд в своей аргументированной и умной книге “Внутренняя колонизация. Имперский опыт России” (2013). Вот ссылаясь на свидетельство капитана Фердинанда Врангеля написавшего в 1820-х годах свои впечатления от посещения города Якутска в объемистом томе отчета, изданном типографским способом (я держал в руках этот исторический том, он и вправду увесистый), пишет: “Перед нами картина богатой культурной гибридизации, в которой влияния идут в обе стороны, потомки шаманов пишут православные иконы, хлеб пекут из рыбы, а светское общество вместо французского говорит на якутском”.

Вот насчет якутского как французского, кстати, писали Брокгауз и Ефрон, я имею в виду знаменитый одноименный словарь: “Торговля, земледелие, природная сметливость и предприимчивость Я., поставили якутский язык в Восточной Сибири приблизительно на ту степень, на которой стоит французский в Европе и арабский в Африке. Знание якутского языка дает в известной мере возможность общения с местными племенами на пространстве от Туруханска до Сахалина”.

Истоки про-российской философии

якутия_3

Что же сами якуты? Существующее положение вещей – Якутия — Саха в составе Российского государства – практически во все врамена, все это понимали – безальтернативная реальность. Вот самый яркий пример – известное высказывание классика якутской литературы, философа, мыслителя Алексея Елисеевича Кулаковского: «Передаться Америке, Японии, Китаю? Нет, этот номер не пройдет.Те нас быстро задавят в борьбе за существование. Белоглазый, большеносый нучча, не говоря уже о дарованииправославной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их… Единственным рациональным средствомявляется наша культивизация и слияние с русскими…»(Письмо «Якутской интеллигенции», 1912 г.).

Век ХХ, тяжелейший для немногочисленного якутского народа (войны, голод и разруха, репрессии, гонения, обвинения в национализме), при всем том прошел под знаком этого завещания великого Кулаковского. Да, творчество Кулаковского — основа философии, мировоззрения народа саха, определившее весь ХХ век: культивизация — развитие, дружба и содружество, сожизнь с народом русским. Это мнение давно и прочно утвердилось. Я об этом писал в своей книге вышедшей в 2009 и вторым изданием в 2011 годах “От Алексея Кулаковского до Николая Лугинова. Штрихи к истории якутской культуры”.

Якутам нет альтернативы

И в 1990-х первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев еще более упрочил это положение, это мнение, превратив его в государственную политику, обосновав как составляющую философии жизни народа саха. Так, что российский ген в Якутии не то, что силен, он сидит глубоко и, думаю, надолго. Вот только бы большая политика и большой бизнес все-таки помнили о той роли, которую якуты-саха сыграли в освоении огромного края от Тобольска-Туруханска до Русской Америки. Помнили, что именно якутский народ, народы Севера, Республика Саха (Якутия) на самом деле и сегодня играют и сыграют важную заглавную роль в геополитических расчетах. Некуда нам уезжать, и некуда нас ссылать, как в застарелом советском анекдоте, дальше Колымы. …Ведь Колыма-то вот она, здесь, за рекой, за горой, как говорится.

И этому российскому гену, по-моему убеждению, никакая китайская политика не сможет составить конкуренцию и предложить альтернативу. При всех их созидательных и иногда даже спасительных для простых граждан предложений-производств (как в 1990-2000 годах их ширпотреб и лапша спасали) и действий. Понятно, азиатский тигр не дремлет. И если мы, россияне, не перестанем воспринимать свои Севера только как территорию, практически незаселенную, он будет казаться всем лакомым кусочком. Да, тем более, с таянием льдов Арктика становится все более открытой и доступной. Интерес к Арктике идет в последние годы только по нарастающей. Помнится, были времена, когда о пользе и сохранении государственной политики в Арктике говорил из влиятельных лидеров практически один человек – первый Президент Якутии Николаев.

Якутия и стабильность в Всточной Арктике

Êàðüåð “Ìèð”. Çäåñü äîáûâàþò àëìàçû. Ãëóáèíà 525 ìåòðîâ!

Якутию и Север, Арктику пора перестать воспринимать как свободное пространство, на котором можно добывать “неисчерпаемые запасы” и экспериментировать бесконечно, оставляя “чертовы отметины”, как только что признанное одним из самых “жутких заброшенных” мест России – карьер алмазного рудника “Мир”. (10 самых жутких заброшенных мест в России  http://www.adme.ru). Есть ведь и положительнейшие примеры освоения северных земель, скажем на Аляске. Есть замечательная теория (модель) губернатора Аляски Уолтера Хикеля об общественной собственности. Ничего изобретать-то не надо. Осваивать, изучать эту модель с учетом своей же российской специфики, вот задача важнейшая, как мне кажется.

Республика Саха, именно в статусе “Республика” (а не регион или область, каким хотят время от времени переустроить некоторые горячие головы, начиная от жириновских и кончая прохоровыми, российское национально-государственное пространство), может быть крепкой основой, опорой стабильности не только в этом регионе, но и на Дальнем Востоке, Севере и в Арктике.

Олег Сидоров,
http://olegsidorov.org/

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: