Паниашковцы: кем были самые странные русские экзорцисты
В конце XIX — начале XX века в Российской империи возникла мистическая христианская секта, последователи которой называли себя паниашковцами. Эта религиозная община проповедовала странное учение и практиковала необычный экзорцизм, то есть способы изгнания из человека бесов.
Паниашка
Основателем секты паниашковцев был самарский крестьянин Алексей Гаврилов, больше известный под прозвищем Паниашка. Этот выходец из Покровской слободы Новоузенского уезда в 1880-х годах вернулся в родные края с Афона. Согласно имевшемуся у него удостоверению, он принял схиму, иными словами, дал торжественную клятву православных монахов соблюдать аскетический образ жизни..
Приобретя славу образцового подвижника, Паниашка потихоньку начал формировать вокруг себя необычную секту, взяв за образец хлыстовщину, признававшую человеческое тело средоточием греховности.
Вскоре его дом превратился в место отправления культа, где сподвижники не только молились, но и проводили свои радения. Когда число паниашковцев прилично возросло, в общине, жившей единой коммуной с общей собственностью, стали появляться свои «пророки» и «богородицы». А В 1895-м году, когда скончался Паниашка, члены секты провозгласили его святым, и верили, что спустя некоторое время он обязательно воскреснет. Последние сведения о секте паниашковцев датируются 1913 годом, а данные о её существовании в советское время отсутствуют.
Учение
В своем труде «Настольная книга для священно-церковнослужителей» русский богослов Сергей Булгаков, писал, что паниашковцы формально оставались в лоне православной церкви, хотя их трактовка христианства и проводимые ими обряды совсем не соответствовали официальной религиозной идеологии.
Не признавая свой разрыв с православной церковью, они почитали иконы, спокойно могли посещать храмовые богослужения, а на сектантских сходах наряду с пением собственных кант, читали общепринятые молитвы.
В основе учения паниашковцев лежала теория греховности плотского начала, в связи с чем удовлетворение потребностей человека в еде, питье, одежде и гигиене считалось служением бесу.
Понимая, что жить, полностью отказавшись от этих базовых нужд, нереально, они старались минимизировать свои надобности. В частности, паниашковцы совсем не умывались и не причёсывались, весьма редко купались и стриглись, а одежду меняли лишь тогда, когда она превращалась в откровенные лохмотья.
Экзорцизм
Весьма странно выглядели процессы принятия пищи и питья. Относясь с отвращением к этим двум процессам, сектанты, тем не менее, не ограничивали себя в разнообразии кушаний. Не почитая постов, и поедая всё без разбору, паниашковцы, чтобы оправдать себя, после завершения трапезы в обязательном порядке должны были произнести сокровенную фразу: «на, бес!».
Аналогичная фраза проговаривалась ими при наливании воды для питья, при сажании хлеба в печь, при справлении естественных потребностей.
Свято веря, что человеческое тело является местом обитания злого духа, паниашковцы инициировали обычай после принятия пищи громко рыгать, выпускать кишечные газы, после чего плевать на пол и, растирая плевок, отчётливо произносить выражение: «прекорил проклятого беса».
Сотворив описанное, они полагали, что бес покинет тело, и оно на какое-то время превратится в чистую «святую» зону.
Сектанты не видели ничего предосудительного, если отрыжка или испускание газов происходили прямо в момент еды или во время и после молитвы. Недоверие вызывало не исполнение этих неприличных для обычного человека действий. Считая, что в этом случае злые духи берут верх над добрыми, паниашковцы бичевали по спине тех собратьев, кто не мог отрыгнуть или испортить воздух. Избиение происходило до тех пор, пока не достигали желаемого результата, и собравшиеся могли расслышать нескромные звуки.
Радения
Другим обязательным элементом культа паниашковцев было радение, в ходе которого для «замора плоти» все участники богослужения предавались групповым сексуальным оргиям. Помимо паниашковцев развратные радения поощряли представители ещё 15 российских сект.
К примеру, у подгорновцев одним из столпов учения было беспрекословное совокупление женщин со множеством мужчин, а также растление девиц, дабы последние не имели права возгордиться перед остальными. Целомудрие в их понимании было греховным, поскольку не способствовало спасению. Брак ими признавался чем-то нечистым и позорным.
Приверженцы секты скакунов настаивали на том, что все люди являются «братьями сёстрами по духу», и любой мужчина располагает законным правом иметь более трёх духовных жён.
В основанной бабой Акулиной религиозной общине, известной как Акулиновщина, все члены без разбора должны были жить без стыда и предаваться блуду.
Но самые страшные условия существовали в секте дьякона Стефана, который внушал своим последователям, что брак — это грех, блуд есть любовь, а рождение детей его побочное явление. Именно поэтому он проповедовал, что всех новорождённых, появившийся на свет в результате радений, необходимо бросать в лесу на съедение птицам и зверям.