Моровые избы: когда у мертвецов на Руси были отдельные дома
Способ погребения усопших в дохристианской Руси зависел от социального статуса покойного и обстоятельств смерти. Часто для умерших строили даже некие подобия изб, в глухих местах и на отдалении от поселений.
Погребальные обряды
Писатель и публицист Владислав Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 г.) отметил, что древние предки русских отправляли покойных в последний путь на лодке, которую могли поджечь. Так совмещались идеи водного погребения и кремация. Затем останки, преданные огню, начали хоронить в земле. А произошло это в результате трансформации представлений людей о загробной жизни.
«Культ предков раздвоился – с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, от которых зависела погода, с другой стороны, благожелательных предков, «дедов», необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины»», – написал В.В. Артемов.
Язычники считали, что мир мертвых мало отличается от мира живых. Поэтому впоследствии вместо небольшого домика, имитирующего жилище человека, на Руси начали строить целые избы, в которых покойник должен был обитать после смерти.
Соавторы книги «Тайны языческой Руси» (Москва, 2000 г.) Юлия и Юрий Мизун написали, что русские крестьяне были уверены, что человеку в загробном мире понадобится все то, что он использовал при жизни. Люди верили, что и после смерти плотник останется плотником, а воин – воином. Вот почему одного хоронили с топором, а другого – с мечом. Эти верования долго жили в народе, несмотря на все увещевания христианских священнослужителей.
«Поэтому еще и сейчас крестьянин кладет в гроб покойнику хлеб, пироги, соль, яйца или яичницу, орехи, костяной гребешок, иголку, кремень, кресало и табакерку, небольшой нож в чехле, носовой платок, скрипку и струны (если покойник в жизни играл). Иногда кладут и водку. Кладут в могилу пиво, воду и т. п.», – отметили Ю.В. Мизун и Ю.Г. Мизун.
Кстати, знатных людей в древние времена хоронили в курганах, обустраивая для них подземные деревянные срубы, похожие на дома. Внутри такого «помещения» располагалось не только тело мертвеца, но и его мебель, одежда, оружие, предметы быта, чтобы усопший ни в чем не нуждался на том свете. Часто вместе с покойным хоронили его боевого коня, слуг и жену. Затем такой дом-могилу засыпали сверху землей, создавая курган.
Довольно часто при раскопках древних городищ, располагавшихся на Верхней Волге, в Подмосковье или на Русском Севере, археологи обнаруживают бревенчатые домики с останками людей. Как правило, в таких моровых избах находятся глиняные горшки с кремированным прахом покойных. Но иногда истлевшие кости оказываются вне таких специальных сосудов.
Избушка на курьих ножках
Русский фольклор содержит немало пугающих историй о заблудившемся в темном лесу путнике, который случайно находит избушку и ночует в ней, а утром с ужасом обнаруживает, что спал в доме мертвеца, рядом с его останками.
Пожалуй, наиболее показателен в этом смысле образ всем хорошо известной Бабы Яги, которую многие ученые отождествляют с богиней смерти. Об этом доктор культурологи Марина Соколова написала в статье «Феномен гостеприимства в русских народных сказках», которая вышла в журнале «Сервис в России и за рубежом» (№ 8 за 2013 г.).
По мнению исследовательницы, избушка на курьих ножках – это небольшой срубный домик с двускатной крышей, который обычно строили над могилой человека. Такие сооружения-домовины отражали представления людей о загробной жизни. В дни поминовения предков внутрь домика ставили еду, которая являлась подношением покойному. Для этого в избушке или специально вырезали небольшое окошко, или просто не строили четвертую стену.
Домики мертвых обычно ставили на деревянные сваи или пеньки, которые обязательно коптили дымом. Поэтому такие опоры назывались курьими (то есть, обкуренными) ножками. Ученые спорят о том, почему моровая изба не должна была касаться земли. Одни специалисты предполагают, что жилище мертвеца, согласно языческим верованиям, не могло соприкасаться с миром живых, частью которого являлась и почва. Другие исследователи считают, что таким образом люди пытались защитить тела покойных родственников от грызунов и насекомых.
Примечательно, что в сказках останки Бабы Яги, как правило, находятся в некоем беспорядке: «Лежит на печи Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Впереди голова, в углу нога, в другом – другая».
Вятичи и радимичи
Своеобразный аналог захоронения человека в деревянном домике можно найти и в «Повести временных лет» – памятнике древнерусской литературы начала XII века, автором которого считается легендарный летописец Нестор.
Рассказывая о нравах вятичей, кривичей и северян, он отметил: «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам…».
То есть, поначалу не было никакой моровой избы. Просто придорожный столб, на который устанавливалась урна с прахом. Вероятно, затем на этих опорах начали строить небольшие домики для мертвых.
Вообще, такой способ захоронения совмещает кремацию и воздушное погребение – один из древнейших ритуальных обрядов, бытовавший на разных континентах. Смысл его заключался в том, что останки человека подвешивали на дереве или укладывали на специальном помосте, чтобы душа покойника могла свободно вознестись на небо. Некоторые язычники считали, что давление земли мешает усопшему достичь верхнего мира и найти там свое упокоение.
Представители многих народов, в том числе и славяне, олицетворяли мертвых предков с птицами. Не исключено, что захоронение в «избушке на курьих ножках» облегчало покойному путь в загробный мир, ведь его душа должна была упорхнуть на небеса в виде жаворонка или соловья.
Волхвы или заложные
Среди коренных жителей Поволжья, Урала и Сибири, практиковавших воздушное погребение, такой способ захоронения использовался далеко не всегда. На деревьях и на специальных помостах, как правило, оставляли тела шаманов, умерших детей и людей, погибших в результате удара молнии, поскольку такая смерть считалась особенной. Поэтому некоторые исследователи полагают, что древние предки русских также строили моровые избы только для определенных категорий покойников. Например, для волхвов.
Как известно, на Руси знатных людей обычно хоронили в курганах, воинов кремировали на погребальных кострах. А значит, и для людей, общавшихся с духами, должен был существовать особый способ погребения. Это, кстати, объясняет тот факт, что Баба Яга – сказочная посредница между мирами живых и мертвых – обитает в избушке на курьих ножках. Вероятно, при жизни она была ведуньей или ворожеей.
Правда, существует и другое предположение, что в моровых избах хоронили так называемых заложных покойников. То есть, умерших насильственной смертью и без причастия. Речь идет о самоубийцах, утопленниках, удавленниках, преступниках и их жертвах, а также о запойных пьяницах, околевших на морозе. На Руси считалось, что такие тела оскверняют землю, и если их закопать в традиционной могиле, то случится какое-нибудь бедствие: засуха, потоп, неурожай, заморозки и т.п.
Как правило, заложных покойников просто оставляли вдали от жилья и дорог в укромных местах, прикрыв их тела ветками или камнями. Пьяницу могли утопить в ближайшем болоте. В случае гибели большого количества людей их трупы обычно складывали в одном месте и огораживали его деревянными кольями.
Массовые захоронения
Как известно, словом «мор» на Руси обозначали массовую гибель людей, как правило, в результате эпидемии или голода. Не случайно, чуму и другие инфекционные заболевания летописцы называли моровым поветрием. В случае повальной смерти священники не успевали причащать и отпевать всех преставившихся, таких покойников обычно тоже относили к заложным. Их часто хоронили в общей яме.
Данной теме посвящена статья кандидата исторических наук Александра Сорокина «Скудельницы древнего Новгорода (к вопросу об особенностях древнерусского погребального обряда в чрезвычайных ситуациях)», которая опубликована в журнале «Исторические исследования» (№3 за 2015 г.). Ученый отметил, что скудельницами на Русском Севере назывались массовые захоронения жертв очередного мора. Обычно это были глубокие рвы, в которые складывались тела покойных.
Однако исследователей удивляют древнерусские летописи, в которых говорится, что скудельницу не рыли, а «ставили». Этот глагол однозначно свидетельствует о возведении таких построек как дома, храмы или крепости.
«Таким образом, древнейшие скудельницы, вероятнее всего, представляли собой большие наземные сооружения», – предположил А.Н. Сорокин.
А впоследствии, не имея возможности построить моровую избу, которая вместила бы тела всех погибших от очередной эпидемии или голода, люди просто стали складывать скопившиеся трупы в общую яму. Вероятно, покойников было слишком много.
Временные дома мертвых
Интересное наблюдение сделал английский дипломат Джайлс (Джильс) Флетчер, посетивший Москву в 1588-1589 годах. Его сочинение «О государстве русском» было переведено князем М.А. Оболенским и опубликовано в Санкт-Петербурге в 1911 г.
Среди прочего англичанин писал: «В зимнее время, когда все бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрет в течение зимы) в доме, выстроенном в предместье или за городом, который называют Божедом, или Божий дом. Здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твердыми, как камень; весной же, когда лед растает, всякий берет своего покойника и предает его тело земле».
Не исключено, что Дж. Флетчер увидел временный вариант моровой избы, куда свозились трупы бродяг, преступников, замерзших пьяниц и любые неопознанные тела, которые впоследствии хоронили в общей яме, вырытой за оградой церковного погоста.
Читайте наши статьи на Дзен