«Народ макрокефалов»: зачем скифы изменяли внешность своих детей
В тысячелетней истории человечества можно обнаружить немало примеров того, как ради достижения неких канонов красоты представители разных народов изменяли свою внешность. К числу тех, кто прибегал к искусственной трансформации облика принадлежали и скифы.
Большеголовые
Впервые о макрокефалах в своём труде «О воздухе, водах и местностях» упомянул в V—IV веках до нашей эры античный врач и мыслитель Гиппократ. Под этим термином, обозначающим в переводе с греческого языка «большеголовый», он подразумевал народ, расселённый «направо от летнего восхода солнца до озера Меотиды (современное Азовское море)»..
В «Географии» Страбона макрокефалами названы прикавказские племена, чьи головы выглядели непропорционально удлинёнными, а лбы «выдавались вперёд над подбородком».
В 1860 году к этому вопросу обратился Карл Эрнст фон Бэр, сделавший попытку обоснования древней практики деформации человеческого черепа. В работе «Макрокефалы на землях Крыма и Австрии», он предположил, что обнаруженный в 1820 году возле австрийского города Кремса видоизменённый череп принадлежал аварцу — представителю кочевого народа, который в VI веке сменил в Центральной Европе гуннов.
Скифо-сармато-аланские племена
Однако данная версия не была поддержана научным сообществом, больше склонявшимся к мнению, что европейскими макрокефалами были представители ираноязычного племени аланов, имевшие скифо-сарматское происхождение и появившиеся в предгорьях Кавказа в I-III веках.
Об этом в книге «История алан на Западе» писал американский исследователь Бернард Бахрах, связывавший обнаружение деформированных черепов на Балканском полуострове, в Венгрии, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции с миграцией аланов в период Великого переселения народов.
Местом исхода предков нынешних осетин считается территория, охватывающая границы Северного Кавказа, Поволжья, Придонья, Крыма, юного Урала и Устюрта.
В ходе археологических раскопок выяснилось, что в некоторых могильниках уральского региона число деформированных черепов достигало 70-80%.
Не менее впечатляющая статистика и в Нижнем Поволжье, где изучавшие сарматскую культуру археологи Иван Синицын и Валентин Шилов обнаружили, что в захоронениях I века вытянутые черепа встречались приблизительно в 35% случаях, однако уже ко II – IV векам количество макрокефалов составляло 88%.
Найденные в некрополях Гурзуфа и Гугуша деформированные черепа представителей скифо-сарматских племён стали частью экспозиции Керченского музея древностей, а изъятые из могильников Северокавказского региона человеческие останки необычной формы выставлены в музеях Пятигорска, Кисловодска и Нальчика.
Способы деформации
По версии Гиппократа, для искусственной модификации черепа с самого момента рождения ребёнка, когда кости свода черепа ещё нежны и податливы, взрослые члены общества плотно обматывали голову малыша повязкой, из-за чего она теряла свою сферическую форму и вытягивалась в длину.
Далее он замечал, что подобные действия «большеголовые» предпринимали лишь на начальной стадии внедрения данной «моды», потому что со временем якобы сама природа благоволила им и выработала «вельможные» черепа путём наследования.
Историк Сергей Савенко отмечал, что башнеобразная форма черепа у скифов, сарматов, аланов могла возникнуть в результате тугого перематывания головы младенца ритуальной кожаной повязкой с оберегами (нитки, бусы, подвески), а также вследствие долгого лежания запеленатого малыша на спине в люльке. В последнем случае голова сплющивалась под собственной тяжестью, и затылочная часть претерпевала изменения.
Причины деформации
Специалисты до сих пор так и не пришли к единому мнению, какова была цель обряда модификации черепа у народов скифо-сарматской группы.
Всё тот же древнегреческий автор Гиппократ предполагал, что деформация черепа служила отличительной чертой знатности рода или семейства, и не была закреплена за какой-либо определённой группой племён.
Аналогичную гипотезу озвучивал заместитель директора кисловодского музея «Крепость» Игорь Лачинов.
Историк Аслан Цуциев полагал, что искусственное удлинение черепа, скорее всего, является неким маркером принадлежности к конкретному этносу, в данном случае скифскому, сарматскому или аланскому. Нестандартная форма головы представителей этих народностей сразу же бросалась в глаза и, таким образом, они быстро могли отличить «своих» от «чужих», например, для исключения кровосмешения с инородцами.
Историк Сергей Савенко склоняется к версии, что изначально «обладателями» вытянутой головы были служители культа. По его мнению, деформированный череп несколько видоизменял мозг, позволяя жрецам легко впадать в транс, видеть галлюцинации, пророчествовать и общаться с потусторонними силами.
Однако против этого положения свидетельствует статистика: наивно полагать, что 88% макрокефалов могли принадлежать к привилегированной касте жрецов, а ведь именно такой процент «длинноголовых» черепов был обнаружен в одном из древних курганов.
Вместе с тем большинство исследователей сходятся во мнении, что, несмотря на причину возникновения традиции удлинения черепа, с течением времени она превратилась всего лишь в моду, как в наши дни татуировки или пирсинг.
Конец распространения этого странного обычая пришёлся на момент, когда потомки этих народов отошли от язычества и встали на путь христианства и ислама.
У других
В целом, искусственная макрокефалия в древности была распространена на всех континентах, кроме Австралии.
Китайский философ Сюаньцзан в 630-645 годах н.э. в путешествии по Восточному Туркестану засвидетельствовал, что местные жители после рождения детей удлиняли их череп при помощи жесткой фиксации двух деревянных дощечек, одну из которых прикладывали ко лбу, а другую к затылку.
Точно таким же образом «улучшали» форму черепа представители племени майя, жившие на полуострове Юкатан. Однако в их обществе исключительным правом на вытянутую голову обладали лишь представители высшей знати.
К модификации черепа прибегали индейцы Северной Америки, коренные народы Южной Америки, аборигены Африки.
Читайте наши статьи на Дзен