Отверженные: каким людям в России жилось хуже всех
В сословном обществе статус человека определялся престижностью его занятий и закреплялся законом. Разумеется, в такой ситуации мера престижности зависела от законодателя, который был либо аристократом по рождению, либо высокопоставленным священнослужителем. Кроме того, право заниматься каким-либо делом или владеть собственностью давалось обычаем, принадлежностью к общине, переходило по наследству.
На Руси обычное право носило строго патриархальный характер, особенно в отношении незнатного населения. А что оставалось тем людям, которые выпадали из привычных, установленных обычаями отношений, лишались или не приобретали вовсе родственных связей? Их положение было сравнимо с изгнанием.
Вдовы
Сословная ценность женщины повышалась с наличием у нее мужа, и росла еще больше по мере рождения детей в браке. В отсутствие супруга она официально лишалась возможности рожать детей. Таким образом, овдовевшая женщина становилась обузой для общины, поскольку ее вклад в жизнь общины был мизерным..
Тем не менее, несмотря на такое положение, вдовы оставались в мужнином доме, а если это семья-однодворка, то и вовсе могли стать главными хозяйками. Согласно уложениям «Русской правды» о переделе брачного имущества, вдова получала в распоряжение свое приданое, а также имущество, унаследованное от своей предыдущей семьи (до замужества). Очевидно, второе положение касалось только зажиточных и знатных семей, но приданое было у всех девушек, и оно не включалось в имущество семьи.
Незаконнорожденные
С древности и до 1902 года в России дети, рожденные вне освященного церковью брака, не имели никаких прав. Они ничего не наследовали и таким образом лишались возможности вести собственное хозяйство или иметь семью. Откуда возьмется такой ребенок? По мнению общества, он являлся плодом греха, выродком блудливой женщины или неверной жены, и изначально носил отпечаток порока.
Препятствием для вступления в жизнь для бастарда в первую очередь становился позор матери, которая вынуждена была избавиться от него, чтобы избежать дальнейшего жалкого существования или вообще смерти. Единственный путь к мирной жизни для несчастных лежал через подкидывание в чужой дом или тайную передачу «сироты» дальним родственникам. Хоть и с сомнительным, но все же недоказанным происхождением, ребенок мог стать ценным пополнением для работы в поле. Ситуация отчасти выправилась с указом Петра I о запрете убийства незаконнорожденных, который предусматривал передачу ребенка в госпиталь. В дальнейшем его ждала пожизненная служба в армии или на флоте или рабство на мануфактуре. И только в 1902 году был издан закон, обязывающий отца принимать внебрачное дитя на содержание, а также передавать ему наследство жены.
Читайте наши статьи на Дзен