В каких случаях русские погребали двоих в одной могиле
Традиция парных захоронений существует у многих народов. Русские – не исключение. Правда, для погребения двух покойников в одной могиле требуются определенные основания.
Курганы Великой степи
О. Колобова и В. Иванова, работающие под псевдонимом Олег Ивик, при изучении вопроса мировых жертвоприношений писали, что первые курганы с парными и коллективными захоронениями начали появляться еще в IV в. до н.э. В них хоронили соплеменников многочисленные народы, кочевавшие по Великой степи. На смену ямникам, срубникам, катакомбникам пришли скифы, печенеги, половцы, хазары – и каждый народ имел свой погребальный обряд. Почти все для захоронений использовали курганы – не только новые, но и оставленные предшественниками, куда без долгих раздумий рядом со старым покойником клали нового..
Зачастую погребение двух покойников осуществлялось в один день. Так, в каждом восьмом кургане, обнаруженном на территории Крыма, похоронена пара – мужчина и женщина. Умерли эти люди естественной смертью или женщину принесли в качестве жертвы мужчине – ответить на этот вопрос не всегда возможно. Но следы ран на женских черепах наводят археологов на мысль о жертвоприношении.
А вот при изучении захоронений культуры катакомбников сомнений в традиции приносить жертву не возникает. Этот народ, кочевавший по степи во второй половине III – начале II в. до н.э., выкапывал узкие лабиринты с погребальной камерой. В нее помещали тело «главного покойника» и тех, кто должен был следовать за умершим в потусторонний мир – жену или слуг. Тут же оставляли оружие, посуду, еду.
Полсотни юношей
Собственные традиции погребального обряда были и у скифов, пришедших в Восточную Европу в начале железного века. Так, у Геродота есть красочное описание похорон скифского царя. Его тело обмазывали воском, внутренности наполняли специями, клали на повозку и возили по округе. Для выражения скорби каждый скиф обязан был совершить над собой некоторое членовредительство – отрезать мочку уха, сделать круговой надрез на руке, расцарапать лицо, проколоть левую ладонь стрелой.
После ритуала тело царя погребали в большой яме вместе со всеми, кто прислуживал ему при жизни – поваром, охранниками, виночерпием и пр. Одним из самых знаменитых скифских курганов считается Чертомлыкский, в котором в 339 году до н.э. похоронили скифского царя Атея с женой, слугами, придворными. Археологи также обнаружили скелеты 11 коней. Высота кургана Атея превышала 20 м, диаметр составлял 130 м. Погребли царя и царицу в разных камерах, но рядом с ними положили тела ближайших слуг.
Через год к могиле скифского царя возвращались для совершения еще одного ритуала. Из оставшихся в живых слуг выбирали полсотни самых трудолюбивых юношей. Все они были «коренными скифами». Юношей убивали, затем «усаживали» на убитых лошадей и так хоронили.
Культ головы
При изучении характерных признаков погребального обряда раннего неолита на территории Восточной и Западной Сибири Л. Лбова пишет об интересном «культе головы». Во многих парных и коллективных захоронениях, обнаруженных на указанных территориях, у скелетов отсутствовал череп.
Населявшие Сибирь в эпоху раннего неолита народы верили, что голова – «сосуд» для души. Скифы, например, делали из черепов поверженных врагов и умерших родственников чаши. Их обтягивали кожей, а иногда – покрывали изнутри золотом. Не только скифы, но и древние жители Южного Урала, галлы, болгары, печенеги, монголы и другие степные племена считали, что череп «сохраняет» лучшие качества умершего. А пьющие из чаши-черепа сохраняют связь с предками и «заряжаются» их силой и мудростью.
Жили долго и счастливо…
Традиция погребения двух покойников в одной могиле была характерна для народов, населявших Южное Зауралье в эпоху поздней бронзы. В статье «Парные погребения срубно-алакурской контактной зоны Южного Зауралья» Я. Рафикова рассказывает о раскопках Селивановского могильника, в котором археологи обнаружили 14 погребений.
В шести могилах было захоронено по паре покойников. В одних случаях их положили лицом друг к другу, в других – оба тела лежали на левом боку. В одной из могил нашли 4 детских скелета. Автор обращает внимание на тот факт, что захоронения были одновременными, то есть в каждой могиле лежали люди, похороненные вместе либо сразу, либо в течение небольшого временного промежутка. Во взрослых могилах покойники были разнополыми. Мужчина и женщина были обращены лицами друг к другу, что позволило автору высказать предположение о захоронении супругов, умерших друг за другом, через несколько недель или месяцев.
…и умерли в один день
О русской традиции хоронить вместе мужа и жену свидетельствует «Житие о Петре и Февронии». Их история стала символом счастливого супружества, любви и верности. Напомним, что супруги завещали похоронить их вместе, но это желание было нарушено. Посчитали, что неправильно хоронить рядом принявших монашеский постриг. Но на следующий день после похорон народу явилось чудо – тела Петра и Февронии оказались в одной могиле.
Сегодня церковь и власть не ставят препон для желающих похоронить двоих в одной могиле. Но существует ряд условий. Если речь идет об одномоментом погребении, то хоронить вместе разрешается только ближайших родственников. Это могут быть супруги, погибшие в один день, мать с новорожденным, умершие близнецы. При этом недопустимо ставить один гроб на другой.
Нередко возникает необходимость в подзахоронении, ведь площадь выделяемого на кладбище участка ограничена, а получить новый или хоронить родственника на другом кладбище – нет возможности. В таких ситуациях важно выдержать сроки. Опустить в старую могилу новый гроб можно лишь спустя 15 лет. Для погребения урны с прахом придется выждать год.
Читайте наши статьи на Дзен