Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-06-12 18:20:48

День Стояния

Текст: Андрей Прокофьев

Сегодня такой день! Радостный, не жаркий! А какой эмпирически странный!

Такие чувства от праздника француз испытал бы, если бы Франция праздновала 5 июля день независимости от Алжира, а британец, если бы Великобритания отмечала с королевой и всеми делами День независимости от Индии 15 августа. Только у нас еще хуже – там хотя бы отношения зависимости были, пусть и с противоположно направленным вектором.

То, что из названия День независимости России убрали слово «независимости» — ход умный, но не стратегически, потому что рано или поздно нужно будет убрать слово «России», иначе будут появляться вопросы по поводу других дней: с какими странами их стоит соотнести? И тогда слово «День» никак не приживется как название праздника. Полный крах.

На месте профессионалов, отвечающих за внутреннее и внешнее брендирование России посредством назначения праздничных дней, я бы постоял и поразмыслил, желательно не очень глубоко. Что мы знаем? Допустим, Крещение Руси, — это что-то такое было огнем и мечом, не подходит мусульманам, буддистам и креативным нанотехнологам. Независимость Руси от Киева! Актуально, но мелко: это как каждый год праздновать новоселье великого князя, решившего перебраться из Киева во Владимир.

Может быть, независимость от монгол установить праздником? А тогда кого и от кого. Допустим, рязанцы отлично себя под монголами ощущали, до сих пор, может быть, обижаются. Тверичи, которых москвичи, получив от Орды ярлык, расколотили, тоже могут засомневаться. Иго – это же на десятилетия и даже века процесс был. Ослабление Орды и усиление Руси в лице Москвы. Одни служили другим и наоборот, союзы заключались и распадались. Все даты, даже если достоверны, то условны. А евразийцы с Гумилевым и вовсе рассматривали иго как союз степи и Руси. Тоже не совсем правильно, потому что, как сказал один бородатый писатель, «иго – всегда нехорошо».

Независимость от Польши? Когда успехи поляков зависели исключительно от поддержки боярских партий говорить можно разве об освобождении поляков от русских бояр которые в лучших традициях монгольского ига предавали друг друга, всех поляков, Русь и всех, кого только было можно. Так что для них, наверное, подходит День народного единства, для бояр.

Независимость – вообще плохой праздник, потому что подразумевает зависимость. А это особенно в стране, которая не была зависима, кроме как от природных условий (эвфемизм для тех, кто в Бога не верит). В таких исторических условиях праздник должен быть рационалистически предельно непонятным, но объединяющим всех, даже родноверов с толкиенистами, славян с финно-угорскими народами… Финно-угорскими!

День Стояния на Угре – вот подходящий праздник! Их было два: стояли против Европы и против Степи, так что каждый может выбрать стояние по своим историческим пристрастиям. Оба события трактуются как мистические. Православные называют Угру поясом Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Люди радовались и зело веселились, потому что после сражений веселиться нечему – приходится больше оплакивать.

Стояние — это бескровное явление силы, праздник убеждения, праздник величия, достойный нашего когда-то мудрого и не суетливого народа. Стояние как символ продолжения жизни на святой земле.

Стояние удачно оформляется в великий русский бренд. Нигде нет праздника, во время которого бы все только стояли, а не маршировали или пели. Просто стояли, думали, созерцали и ждали, когда Земля сама сделает все за них.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: