Дионисий: куда на самом деле исчез главный московский иконописец
Дионисия, который считался ведущим московским иконописцем, можно назвать уникальной фигурой в истории иконописи. Дело в том, что Дионисий не был монахом и даже не соблюдал постов. К тому же год смерти мастера (как, впрочем, и точная дата его рождения) неизвестен. Дионисий просто исчез.
Начало пути светского иконописца
Биография Дионисия, считавшегося ведущим московским иконописцем, полна загадок. По предположениям ученых, Дионисий родился в конце 1430 — начале 1440-х годов и, согласно синодику, происходил из известного дворянского рода Чириковых, начало которому положил Петр Ордынский, татарский царевич, принявший православную веру. А вот учителем Дионисия принято называть иконника Митрофана. Они вместе трудились над одной из самых ранних работ Дионисия – росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре в 1467 году. Ростовский архиепископ Вассиан Рыло упоминал имя Митрофана первым, поэтому, надо полагать, руководил работами именно он.
Как бы то ни было, роспись Пафнутьева Боровского монастыря сыграла в судьбе Дионисия решающую роль. Вероятнее всего, именно после знакомства царя Ивана III с этой работой, Дионисий и члены его артели получили заказ на оформление иконостаса Успенской церкви в Москве (1481 год). И это при том, что в отличие от большинства иконописцев того времени, Дионисий не был монахом и даже не соблюдал посты. Однажды, вопреки запрету игумена Пафнутия, Дионисий принес в монастырь зажаренную с яйцами баранью ногу. Яйца оказались несвежими, и иконописец тяжело заболел. Только после того, как Дионисий покаялся перед Пафнутием, он пошел на поправку.
Вклад в искусство
Тем не менее монашества Дионисий не принял и остался чуть ли единственным иконописцем из светского сословия. Как утверждают М. Есакова, Ю. Кольцова и Э. Харацидис, авторы учебного пособия «Русская культура XV–XVII веков», Дионисий много работал в Иосифо-Волоколамском и Павло-Обнорском монастырях. В первом монастыре мастер расписывал Царские врата и создавал иконы для иконостаса церкви Успения Богоматери. Правда, из всех работ Дионисия этого периода сохранилась только одна – «Богоматерь Одигитрия». Сегодня она находится в Музее Андрея Рублева, продолжателем традиций которого и считается Дионисий.
Однако к наиболее значимым произведениям Дионисия специалисты относят фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Примечательно, что в Ферапонтовом (так же, как и в Иосифо-Волоколамском, и в Павло-Обнорском) монастыре Дионисий трудился не один, а уже вместе со своими сыновьями, Владимиром и Феодосием, а также с учениками. Приблизительно в 1503 году Иван III заказал мастеру новую масштабную работу – написание иконы «Дмитрий Прилуцкий с житием». Между тем, спустя 3 года Дионисий, по всей видимости, снова трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. По крайней мере, так считают историки.
Исчезновение Дионисия
А потом Дионисий исчез. Многие историки были уверены в том, что иконописец умер, поэтому и упоминать о нем перестали. Долгое время предположительной датой смерти Дионисия считался 1508 год. Некоторые эксперты и вовсе склонялись к тому, что мастер ушел из жизни еще раньше. Как отмечает в издании «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков» Игорь Кочетков, основания для этого у специалистов имелись. Дело в том, что именно в 1508 году была начата роспись Благовещенского собора, которая была поручена не самому Дионисию, а его сыну Феодосию. Кроме того, В.В. Дергачев сообщал, что на основании синодиков Ферапонтова монастыря он пришел к выводу, что Дионисий скончался вскоре после 1503 года.
Однако Игорь Кочетков настаивает на том, что икона «Митрополит Алексий с житием», авторство которой приписывается Дионисию, была написана в 1519 году. Именно поэтому дата смерти Дионисия после открытия Кочеткова отдвинулась по меньшей мере до указанного года. Версия Кочеткова подтверждается Н.К. Голейзовским, который так же, как и Дергачев, полагаясь на синодики, но уже Пафнутьева Боровского монастыря, пришел к выводу, что Дионисий ушел в мир иной вообще в 1520-х годах. Мало того, вполне вероятно, что в конце жизни иконописец наконец принял монашеский постриг, вследствие чего получил новое имя. Поэтому и сведения о нем до сих пор вызывают такие споры.
Читайте наши статьи на Дзен