«Людоловы»: зачем казаки продавали украинских крестьян туркам
Полон крымцы и турки брали с территорий Подолья и Волыни. Земли этих регионов принадлежали польской или литовской шляхте. Однако часто под угрозой оказывались и земли, принадлежавшие запорожским казакам.
Народная память
Богдан Хмельницкий родился на территории современной Черкасской области, где в XIX веке украинский историк, литератор и этнограф Пантелеймон Кулиш записал множество песен, изображавших казацкого вожака не в лучшем свете. В них говорится, что Хмель продает татарам, рыдающих девушек и парней. В тексте песни народ молит Бога, чтобы гетмана убила первая пуля. В песне волынских крестьян про гетмана говорилось: «велел он орде брать девок и молодцов».
Еще в XIX веке крестьяне помнили о деяниях борца за казацкие вольности. В 1843 году в городе Смеле Пантелеймон Кулиш записал следующий слова местного крестьянина: «Хмельницкий тот был такой, что с турком знался. Поедет, бывало, к турку, да и продаст один, другой город или село. Турки уже те села разоряли, и ясырь брали».
Однако не только казаки использовали татар на войне и расплачивались крестьянами. Когда после осады Хмельницким Жванца поляки неожиданно замирились с крымчаками, король Ян Казимир II взамен разрешил татарам взять ясырь из нескольких десятков тысяч украинцев.
Татарские «союзники»
Хмельницкий начал войну против шляхты в 1648 году. Вопреки расхожему мнению, большая часть казаков была пехотой, вооруженной огнестрельным оружием, а часто просто косой, переделанной в копье. Перед тем как выступить против поляков Хмельницкий заключил договор с Османской империей и крымским ханом Исмаилом III Гиреем, который прислал к казакам 40-тысяч крымских всадников.
Без крымской кавалерии Хмель не мог победить шляхетскую конницу, поэтому он обещал союзнику любые условия. Платой за военную помощь стал ясырь живым товаром, который брался в украинских селах. На следующий год татары и казаки ограбили и сожгли 970 городов, сел и хуторов.
Взгляд из Турции
Действия крымских татар на украинских землях нашли отражения и в турецких источниках. Стамбульский автор Эвлия Челеби в своей «Книге странствий» писал, хан Ислам Гирей совершил с казаками более 70 походов против Речи Посполитой и 8 раз привел с собой по 100 тысяч пленников. Видимо, пока основные силы татар были при Хмельницком и набирали ясырь, часть воинов угоняла невольников в Крым, а после возвращались на Украину.
Автор «Книги странствия» привел шокирующие цифры. По его словам, к концу войны в Крыму проживало 187 тысяч татар и 921 тысяча славянских невольников. Для Стамбула любой конфликт на территории Речи Посполитой и Московского царства сулил огромные прибыли. Ясырь, приведенный татарскими всадниками, проходил через османские таможни, а пошлина шла в казну султана.
Роль казаков
Прилуцкий врач Литвин Лукаш писал, что люди Хмельницкого подъезжали к украинским городам и предъявляя письма от гетмана, требовали впустить их. Горожане слушались и открывали ворота, однако внутрь заходили татары, которые набирали ясырь. Чаще всего крымских «людоловов» сопровождали казацкие полковники Мартин Небаба и Данила Нечай. «Летопись Самовидца» подтверждает его слова и говорит: «И так много городов казаки облапошили, и людей татары в неволю взяли, и казаки имущество взяли, и города значительные опустели».
Интересно, что турецкие источники пишут об украинских казаках как об отдельном племени родственном крымским и ногайским татарам. Стамбульский хронист Шемданизаде уверяет, что крымцы называли соседей с Запорожья «кардашами», в переводе с татарского – братья.
Турецкий летописец Сулейман-эфенди писал: «Пришла в столицу радостная весть, что казацкое племя вместе с татарами осуществило набег на ляхов, и вывело сорок тысяч русинских пленников. Видимо, казаки также имели свою долю от продажи земляков в мусульманское рабство. Хронист Сулейман-эфенди оставил такое сообщение: «И казак нам поддался только ради набега. И сто тысяч татар набегами живут. Если бы не набеги, то сто тысяч татар вместе с восемьюдесятью тысячами казаков от нас разбежались бы».
Читайте наши статьи на Дзен