Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-08-06 14:25:54
Юлия Попова

Почему преступников начали фотографировать в профиль и анфас

Согласно современным требованиям, сегодня во многих странах мира при задержании преступника делают две фотографии: анфас и в профиль. Оказывается, эта идея принадлежит французскому юристу, которому не давали покоя лавры отца.

Сегодня и вчера

Опознавательная (сигналетическая) фотография является особым методом оперативной фотографии. Такая фотография предназначается, как указано в учебнике «Криминалистика» Евгения Ищенко, для регистрации, розыска и опознания преступников, а также для опознания неизвестных трупов. Правила съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления. Сегодня для уголовной регистрации чаще всего изготавливают только два снимка: анфас и правый профиль. Однако бывают случаи, когда необходимы фотографии в ¾ поворота головы и в полный рост. Если у гражданина есть особые приметы на левой стороне лица, то изготавливается снимок в левый профиль.

Таковы требования современной криминалистики, касающиеся фотографирования людей. Однако еще в XIX веке подобных правил не существовало. И это неудивительно: первое устойчивое фотографическое изображение было получено французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом только в 1822 году. Поэтому полицейские снимали преступников, как заблагорассудится: арестованных фотографировали в разных масштабах, с разных точек и через разную оптику. Да и подозреваемые зачастую вели себя во время съемки не лучшим образом. Самой безобидной выходкой задержанных была улыбка, которая нередко усложняла опознание преступника. Да и другие мимические реакции объекта съемки могли препятствовать работе полицейских.

Анфас и профиль

Первым предложил фотографировать преступников по определенным правилам, земляк упомянутого Жозефа Ньепса, французский юрист Альфонс Бертильон. Бертильон родился в семье уважаемого врача, однако в школе он знаниями не блистал. Но лавры Бертильона-старшего не давали ему покоя. Именно поэтому Альфонс не только подался в юристы, но и внес в криминалистику элементы антропологии. Француз провел множество опытов для того, чтобы отделить судебную фотографию от «художественной, но тем самым слишком неопределенной традиции коммерческой фотографии». Коммерция, по мнению юриста, была серьезным препятствием для изучения снимков в качестве судебного материала. «Достаточно отодвинуть в сторону любые эстетические соображения и заниматься только научной и особенно полицейской стороной дела» — считал Бертильон.

В результате исследований Альфонс Бертильон пришел к выводу, что лицо человека в фас подчас очень отличается от того же лица в профиль. Поэтому он и предложил снимать преступников именно в этих двух положениях. Причем Бертильон заявил, что производить фотосъемку необходимо с одного и того же расстояния, при одинаковом освещении и так, чтобы голова арестованного была зафиксирована в определенном положении. Для этой цели Альфонс Бертильон сконструировал и вращающееся кресло, в котором подозреваемого можно было фотографировать анфас и в профиль. Поначалу над Бертильоном посмеивались, но когда его методы начали давать реальные результаты, их стали применять повсеместно.

Другие заслуги Бертильона

Впрочем, требования к судебной фотографии, разработанные Альфонсом Бертильоном, являются далеко не единственной его заслугой. Именно Бертильон первым не только предложил использовать термин «словесный портрет», но и внес огромный вклад в его изучение и внедрение в работу полиции. Французский юрист изобрел целую систему идентификации, которую называл антропометрией, но впоследствии она стала известна как бертильонаж. Система требовала измерений у каждого задержанного 11 специфических показателей, включая рост в положении сидя и длину левого мизинца. Эти параметры с возрастом не меняются, поэтому благодаря методике Бертильона удалось разоблачить 241 преступника-рецидивиста, которые выдавали себя за других людей.

Примечательно, что постепенно бертильонаж стал так популярен, что даже несколько вытеснил только зарождавшуюся дактилоскопию. Этим фактом Альфонс Бертильон был очень расстроен, потому что считал дактилоскопию отличным методом для разоблачения преступников. Когда Бертильон с помощью отпечатка пальца указал на убийц некоего Анри-Леона Шеффера, это произвело настоящую сенсацию не только во Франции, но и во всем мире. Кроме того, Бертильон слыл экспертом-почерковедом. Однако именно это ремесло подвело Альфонса. Как писало издание «Советское государство и право» (1949 год), в так называемом «деле Дрейфуса» Бертильон допустил ошибку в почерковедческой экспертизе, которая легла в основу обвинительного приговора. Вот только сам юрист виноватым себя так и не признал.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: