Исидор Киевский: как византийский монах изобрел русскую водку
Существует множество версий, кто на самом деле изобрел водку. Одним из кандидатов в ее первооткрыватели считают византийского монаха Исидора, прожившего невероятно интересную и полную приключений жизнь.
Когда она появилась
Автор книги «История русской водки от полугара до наших дней» (Москва, 2011 год издания), Борис Родионов, посетовал, что до 90-х годов ХХ века не проводилось серьезных научных исследований на тему возникновения популярного алкогольного напитка. А в народе прочно укоренился миф, что «отцом» русской водки является известный химик Д. И. Менделеев.
Борис Родионов написал: «Все доступные на сегодняшний день исторические материалы свидетельствуют о том, что технология дистилляции могла появиться на Руси начиная с XII века, доподлинно была известна с XVI века, тогда же вошла в повседневный обиход, в XVII веке стала основой, на которой складывалось отечественное винокурение как самостоятельное и весьма прибыльное производство, и, наконец, к началу XVIII века этот процесс был в общих чертах завершен».
Спиртосодержащую жидкость, производимую методом дистилляции из зерна злаковых культур, на Руси называли «хлебным вином».
Один из возможных «отцов» водки
Британская актриса, продюсер и писательница Клео Рокос (Cleo Rocos) в своей книге «Спиртные напитки. Искусство пить, смешивать и веселиться» (Москва, 2016 год издания) отметила, что рецепт водки был придуман византийским религиозным деятелем Исидором.
Согласно устоявшейся легенде, с технологией перегонки (дистилляции) при изготовлении крепких алкогольных напитков изобретатель водки познакомился в Венеции, будучи в составе делегации православной церкви. Затем в России Исидор подвергся гонениям властей. Но заточение не прошло даром. Находясь в Чудовом монастыре, этот человек придумал, как получить крепкий алкоголь из пшеничного зерна.
«Доведя свой напиток до совершенства, он попотчевал водкой свою охрану, напоил их и сбежал в Рим, оставив все свое оборудование для перегонки. Ясное дело, для русских он стал почти героем. Они приняли это за знак свыше, сделали водку национальным напитком, увековечили его имя в учебниках истории, а его изобретение – в шкафчиках для выпивки и стали с тех пор пить его, как молоко матери», – написала Клео Рокос.
Разумеется, с этой теорией можно и не согласиться. Но именно Исидору жители Западной Европы приписывают авторство рецепта русской водки.
Сторонник единства христиан
Этот человек был неоднозначным религиозным деятелем. Одни представители духовенства считают его предателем, переметнувшимся из православия в католицизм, другие – последовательным сторонником единства христианских церквей. Так оценивает личность и деятельность возможного изобретателя водки известный историк религии, Сергей Акишин. Его статья «Митрополит Исидор Киевский и проблема церковной унии в поздней Византии» была опубликована в «Вестнике Екатеринбургской духовной семинарии» (выпуск 1, 2011 год).
По мнению С. Ю. Акишина, отказ от многовековой вражды между христианами, идея унии (союза) православных и католиков стали для Исидора своего рода жизненной программой, ведь этот человек не хотел принимать религиозный раскол как данность.
«Помимо этого, не следует, конечно же, забывать и о том, что уния была средством для привлечения военной помощи западных государств в борьбе с душившими империю турками. Это для Исидора, как истинного патриота своей Родины, имело колоссальное значение. Что для него имело большее значение: уния ради единства христианского мира, или уния ради спасения родины – этот вопрос пока мы оставляем открытым», – отметил Сергей Акишин.
Действительно, родная для Исидора Византия долгое время отбивалась от турок-османов, захвативших Константинополь в 1453 году. Не исключено, что именно желание защитить свою страну заставило этого человека так настойчиво искать союза с западноевропейским духовенством. В результате, он закончил свои дни в звании декана коллегии кардиналов римско-католической церкви.
Молодой священник
Дата рождения Исидора неизвестна, он появился на свет между 1380 и 1390 годами в византийском городе Монемвасия, расположенном на Пелопоннесе. Большинство исследователей считают, что этот неординарный человек был греком по национальности. Получив классическое образование, молодой византиец принял монашеский постриг.
Пелопонесские монастыри славились своей приверженностью гуманистическим идеалам, в этой части империи не было враждебного отношения к католикам, которых именовали латинянами. Наверное, поэтому Исидор всегда стремился к духовному примирению двух частей христианского мира.
Перебравшись в столичный Константинополь, молодой богослов быстро сделал карьеру в церковной иерархии. В начале 30-х годов XV века он уже был игуменом монастыря святого великомученика Димитрия Солунского.
Император Иоанн VIII Палеолог включил Исидора в состав византийской делегации, принявшей участие в Базельском соборе 1434 года. Попытки объединения православных и католиков предпринимались в разное время, но без особого успеха. Под угрозой турецкого нашествия византийские церковники были готовы к унии с латинянами.
Исидор выступил перед представителями католического и православного духовенства с яркой и вдохновляющей речью, объяснив разделение христиан происками Сатаны и его приспешников.
Было принято решение организовать еще один собор, чтобы попытаться разрешить основные богословские противоречия между византийцами и латинянами.
Митрополит Киевский и всея Руси
Русская православная церковь в XV веке еще оставалась митрополией Константинопольского патриархата. Поэтому Исидора, который должен был стать одним из представителей Византии на следующем объединительном соборе, решили назначить митрополитом Киевским и всея Руси. Нужно было продемонстрировать католикам, что за союз (унию) с ними выступают все – в том числе и глава русского духовенства.
Весной 1437 года московский царь Василий II Темный весьма холодно встретил константинопольского ставленника, ведь на этом посту большинство местных религиозных деятелей хотели видеть епископа Рязанского Иону. Впрочем, Исидор пробыл в нашей стране всего около пяти месяцев, отправившись на объединительный собор, который было решено провести не в Базеле, а намного ближе к Ватикану – в Ферраре.
Практически весь 1438 год католические и православные священнослужители провели в жарких дискуссиях, так и не придя к согласию. В 1439 году папа Римский Евгений IV перенес мероприятие во Флоренцию, где даже была создана специальная комиссия, которая должна была урегулировать споры между византийцами и латинянами. Несмотря на участие Исидора и все его призывы к примирению и единству, желаемая цель так и не была достигнута. Многие православные священники наотрез отказались подчиниться требованиям католиков. Византийцы считали, что на них давят, принуждая предать собственную веру.
И все же, 6 июля 1439 года в соборе Santa Maria del Fiore (Флоренция) уния между представителями двух разных частей христианского мира была торжественно провозглашена. Папа Евгений IV высоко оценил старания Исидора, ему было присвоено звание легата римско-католической церкви и поручено нести свет истинной веры в восточные земли.
Однако уния с католиками не была встречена с одобрением ни в одной из стран, где большинство жителей исповедовали православие. В марте 1441 года Исидор, вернувшийся в Москву с Ферраро-Флорентийского собора, начал открыто проповедовать союз с латинянами. Русские сочли его предателем, митрополит был арестован и заключен в Чудов монастырь, где на досуге и изобрел водку, согласно легенде.
Проведя под стражей несколько месяцев, Исидор сбежал на запад. С этого момента его жизнь уже прочно была связана с католической церковью.
Римский кардинал
И все же, под давлением турок-османов византийцы были вынуждены принять унию. Они надеялись, что страны Западной Европы окажут военную помощь своим братьям-христианам.
Кардинал Исидор прибыл в Константинополь, где его ожидала торжественная встреча. 12 декабря 1452 года в соборе святой Софии состоялось официальное провозглашение унии с латинянами. В этом мероприятии участвовали представители светских и духовных властей Византии.
Впрочем, далеко не все православные жители империи одобряли союз с католиками. А после захвата Константинополя турками этот вопрос отпал сам собой.
Исидор пытался помочь своей родине, как мог. Он ратовал за организацию Крестового похода против турок, но все его усилия пропали даром.
Последние годы своей жизни этот неоднозначный религиозный деятель провел в Риме. Скончался в 1463 году, покоится в базилике святого Петра.
Читайте наши статьи на Дзен