Белый флаг: каким казакам его ставили на могилу
По свидетельству российского этнографа и археолога Александра Терещенко, кладбища подчас белели от обилия белых знамен. Такие знамена устанавливали на могилах казаков. Что же они символизировали? И кто из казаков удостаивался такой чести?
Казачьи могилы
На самом деле среди казаков бытовало множество обычаев, связанных с похоронами. Именно благодаря этим обычаям по могиле и ее содержимому можно было легко определить, какая судьба постигла того или иного покойника. Впрочем, иногда для этого требовалось заглянуть внутрь гроба. Дело в том, что, по словам Александра Дзиковицкого, автора издания «Этнокультурная история казаков», последнему в своем роду казаку в гроб помещали сломанную шашку. А совсем юным казакам, которые до своей гибели не успели обзавестись семьей, сверху на гроб клали барвинковый венок в знак их целомудрия.
Как писал историк Дмитрий Яворницкий, поверх могилы казака раньше выводили каменный крест, нередко изготовленный самим умершим еще при жизни. На кресте делали соответствующую надпись, например: «Здьсь почиваетъ – Раб Божiй Григорiй Покотило, знатный товарищ войска Запорожскаго Низоваго и куреня Кущовскаго. Преставися року 1772 Iюль 4-го дня». Частенько на могилах устанавливали и деревянные кресты. А вот памятников на могилах казаки не сооружали. Зато вдобавок к кресту на могилах сажали и калиновые деревья. Чаще всего такие деревья украшали места погребения тех казаков, которые сложили головы на чужбине.
Белое знамя
Нередко рядом с крестами на казачьих могилах развевались и белые знамена. Таким образом вовсе помечали не места погребения трусов или дезертиров (сегодня белый флаг воспринимается исключительно как просьба к прекращению военных действий или готовность сдаться в плен). Казаки не сдавались в плен, предпочитая умереть в бою. А между тем кладбища иногда белели от обилия флагов. Если верить Александру Терещенко, автору издания «Быт русского народа», шест со знаменем белого цвета водружали над могилами молодых воинов. Подобные знамена символизировали безвременную кончину и чистоту казака.
Именно с непорочностью, которую символизировал белый цвет, были связаны и другие традиции, согласно которым такие знамена устанавливались на могилах казаков. К примеру, белые флаги украшали места погребения престарелых запорожцев в знак «безукоризненной чистоты умершего лыцаря». Мало того, в том же Запорожье в гроб казаку-гуляке клали штоф горилки и вместе с ним опускали мертвеца в выкопанную для погребения яму. А вот над могилой трезвого товарища казаки водружали те самые белые знамена, как «эмблему безукоризненной чистоты отжившего витязя».
Символизм белого
Вообще белый цвет у казаков считался почетным. Кстати, русское выражение «белая кость» представляет собой дословный перевод соответствующего тюркского наименования, означавшего высшую знать. Недаром на отдельном «станке», то есть помещении для кошевого атамана (главы военного управления (коша) в Запорожской сечи), находившемся неподалеку от сечевой церкви, в случае пребывания кошевого в Сечи всегда развевалось белое знамя. В случае же отсутствия кошевого на месте знамя снималось. Кроме того, белый цвет символизировал мудрость, миролюбие и чистоту намерений. У терских казаков белый крест являлся символом православной веры. Также у древних казаков символом, был белый олень, пронзенный стрелой, и сохранился этот символ даже на их древней печати. А белый конский волос у казаков ассоциировался со свободной волей.
Читайте наши статьи на Дзен