Антиотчества: кому и за что их давали на Руси
Раньше на Руси очень серьезно относились к прозвищам. Дело в том, что их имели право носить далеко не все. Тем более примечательным кажется распространение так называемых «антиотчеств», которыми награждали тех, кого хотели обидеть.
Отчество и род
В старину отчество на Руси указывало на социальную принадлежность человека, поскольку было почетным наименованием. В те времена представители высшей аристократии пользовались полными отчествами, оканчивавшимися на –вич, средние сословия имели менее почетные формы патронимических прозвищ – полуотчества, оканчивающиеся на –ов, –ев и -ин, а низы общества обходились вообще без отчеств. С помощью отчества подчеркивалась связь детей с отцом, принадлежность того или иного лица к определенному роду. Именно поэтому отчества и считались чем-то вроде отличительного знака знатных людей..
Изначально русские отчества образовывались несколько иначе, чем сейчас, а при величании русских князей упоминался не только отец, но и дед, и прадед, и прапрадед, вплоть до последнего известного предка, поэтому речь и идет не только об отце, но и о роде в целом. Впрочем, как утверждают авторы издания «Выбор имени у русских князей в Х-ХVI вв.» А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский, наряду с официальными отчествами на Руси были в ходу и так называемые «антиотчества» (или «псевдоотчества»). Такие отчества также имели распространенное среди знати окончание –вич. Однако их использование было направлено на унижение и оскорбление человека, причем, не только его одного, но и всего его рода.
Псаревич
Несмотря на то, что «антиотчества» нельзя назвать «популярным» явлением на Руси, именно они нередко становились предметом судебных тяжб. Так, известно, что в XVII веке некий Алексей Чириков подал жалобу о том, что его именуют «псаревичем». Такое «отчество» очень оскорбляло Чирикова. И действительно, собака считалась раньше нечистым животным. Собак в дом никогда не пускали, они постоянно находились только во дворе. Отсюда и назвать кого-то собакой (или псом) даже сегодня является оскорблением. Из аналогичного разряда и ругательство «сукин сын». Впрочем, в данном случае уже задет род человека, так как сукой именовали исключительно самку собаки.
Между тем «антиотчество» «псаревич» примечательно не только своей связью не только с собакой. Дело в том, что «псарь» является противопоставлением лексеме «царь». Недаром существуют такие русские поговорки как: «Жалует царь, да не жалует псарь», «Не ведает царь, что делает псарь», «Воля царю, дать ино и псарю». Примечательно, что царю, как представителю высшей знати, было положено отчество на –вич, которое наследовал и его сын в виде титула «царевич» с соответствующим окончанием. На этом же принципе было построено и оскорбительное отчество «псаревич» — сын псаря. Понятно, что в таком контексте «псевдоотчество» действительно оказывается не только бранным, но даже издевательским.
Сын рабыни
Однако история знает и другие случаи использования «антиотчеств». Наиболее показательной из них является судьба Рогнеды Рогволодовны, одной из жен великого князя киевского Владимира Святославовича. Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволода и по сути рабыней не являлась, но фактически она ею стала, получив уничижительное отчество «робичица», которое указывало на утрату ее связи с родом. Дело в том, что Рогнеда поначалу была сосватана своим отцом за брата Владимира, Ярополка. А вот самому Владимиру девушка отказала в весьма грубой форме, заявив: «Не хощу розувати робичица, на Ярополка хощу».
Слова Рогнеды свидетельствовали не только о том, что она знала о русском обычае разувания супруга, но и об отношении к Владимиру. Дело в том, что она назвала жениха сыном рабыни, коим, впрочем, тот и являлся. Владимир был рожден от связи своего отца Святослава с наложницей Малушей. Дальнейшие события отражены в Лаврентьевской летописи», текст которой приведен в издании «Полное собрание русских летописей» под редакцией Бориса Клосса (2018 год). Владимир пришел в ярость от оскорбления, которое нанесла ему Рогнеда. Он вместе со своим дядей Добрыней взял Полоцк, убил отца Рогнеды и двух ее братьев. Саму же девушку, которую в отместку тоже назвал робичицей, Владимир взял в жены.
Читайте наши статьи на Дзен