Аскольдова могила: почему первый князь Руси похоронен рядом с солдатами Гитлера
Одним из самых известных мест Киева является урочище Аскольдова могила, где, по преданию, был захоронен первый киевский князь Аскольд. В 1930-х годах расположенное здесь кладбище разорили большевики, а во время Великой Отечественной войны оно было «восстановлено» – в окрестностях могилы древнего правителя хоронили солдат вермахта.
История Аскольдовой могилы
Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были варягами – «боярами» князя Рюрика. Спустившись по Днепру в 862 году, они овладели Киевом и всей землёй полян. Когда через 20 лет туда пришёл князь Олег, он убил соплеменников, заявив, что они «не князья и не княжеского рода».
«И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины», — писал Нестор-летописец.
Несмотря на то, что местонахождение кургана Аскольда было достаточно чётко обозначено, после монгольского нашествия указанные в летописи ориентиры забылись. Вопрос о том, какое место в древности называли Аскольдовой могилой – предмет научной дискуссии. В XIX веке историк Август Шлецер помещал «Угорскую гору» (где по пути на запад стояли венгры) на Подоле. А в 2000 году украинский историк-медиевист Алексей Толочко предположил, что первоначальная Аскольдова могила находилась на северо-восточной окраине Киева.
Тем не менее, у традиционной локализации урочища в Печерском районе Киева есть аргумент – по легенде, здесь сохранялась могила самого Аскольда. «Каменный саркофаг» первого правителя можно было, как написано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, увидеть в конце XIX века в крипте Николаевской церкви. Однако, возможно, это была не настоящая могила, а кенотаф – символическое захоронение. Кандидат исторических наук Николай Петров датировал время его появления 1867-1878 годами.
Со времён гетмана Ивана Мазепы церковь на Аскольдовой могиле стала центром кладбища Николаевского мужского монастыря. А с середины XVIII века здесь хоронили уже не монахов, а привилегированных горожан. С 1847 по 1871 гг. рядом с князем Аскольдом находили вечный покой исключительно самые богатые и известные жители Киева – например, генералы, аристократы, оперные певцы. В 1866 году, когда отмечалось тысячелетие крещения Аскольда, кладбище обнесли каменной оградой.
«Среди пёстрых листьев разноцветных газонов возвышаются великолепные надгробные памятники, большей частью из белого мрамора», — описывала некрополь в 1885 году княжна Елена Горчакова.
Новые захоронения на Аскольдовой могиле появились во время Первой мировой войны. А в 1918 году здесь торжественно погребли убитых петлюровцами белых русских офицеров-добровольцев.
Разорение некрополя
В первые годы советской власти новые захоронения на Аскольдовой могиле были запрещены. А в 1934 году большевики приняли решение о ликвидации кладбища. По-видимому, некрополь в центре Киева слишком сильно контрастировал с создаваемым пропагандой образом столицы Советской Украины. 2 тысячи могил сровняли с землёй, а надгробия, в соответствии с постановлением горсовета, «использовали как материал». Тогда же, предположительно, был уничтожен и саркофаг (или кенотаф) Аскольда. От полного уничтожения были спасены лишь немногие могилы. Например, лётчика-аса Петра Нестерова, который в 1913 году впервые в истории выполнил «мёртвую петлю», перезахоронили на Лукьяновском кладбище.
Закрытую Никольскую церковь в 1938 году перестроили в парковый павильон. Но местом для прогулок киевлян Аскольдова могила была недолго. Захватившие Киев немцы опять превратили урочище в кладбище. Здесь упокоились новые «варяги» – солдаты вермахта (насчитывалось 1315 могил оккупантов). После освобождения города надгробия фашистов были ликвидированы, а на кладбище стали хоронить героев Великой Отечественной войны. В 1957 году прах красноармейцев перенесли в соседний парк Вечной Славы, и больше на древнем кладбище никого не хоронили. В настоящее время Аскольдова могила официально именуется парком-памятником садово-паркового искусства.
Читайте наши статьи на Дзен