В каких случаях русские крестьянки становились «вдовами при живых мужьях»
Супружеская верность высоко ценилась в русской крестьянской общине — она являлась одним из столпов семейной жизни. Однако, в каждом правиле бывают исключения. В этом их было несколько.
Солдатки
«Вдовами при живых мужьях» на Руси чаще всего называли жён солдат в XVIII- XIX веках отбывавших рекрутскую повинность в рядах регулярной армии, срок которой изначально был пожизненным, а затем сократился до 20 лет.
Поскольку призывной возраст был неопределённым и варьировался между 20-ю 35-ю годами, в зависимости от политической ситуации, мужчины успевали жениться, а уходя на службу, оставляли молодых супруг одних. И хотя, с этого момента солдатки получали статус свободных гражданок с подчинением военному ведомству, они лишались возможности создать уютный и счастливый домашний очаг.
В военно-статистических описях Тамбовской губернии зафиксировано, что из 12 650 солдаток только 650 было дозволено регулярно встречаться с мужьями, а уделом остальных было раздельное проживание и одинокая женская доля без супружеских ласк.
Приобретя статус «соломенных вдов», одни солдатки предпочитали хранить верность мужу, а другие не брезговали изменами, ради удовлетворения своей похоти. К слову, последние бросали тень на всех рекрутских жён, которые в обществе считались развратницами.
В архиве этнографа Вячеслава Тенишева на этот счёт имеется такая запись: «Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17-18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще менее… разгорается страсть у солдатки от того, что она является невольной свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа».
Вместе с тем социум с пониманием относился к блуду солдаток, как впрочем, и к появлению у них незаконнорожденных детей, которые, как ни парадоксально, записывались на фамилию служащего мужа. Родственники рекрута нередко поощряли измены и сожительства невесток с другими мужчинами, так как в этом случае они переставали оказывать ей физическую и материальную поддержку, перекладывая эти обязанности на новоиспечённого суженого.
Более того, в Ярославской губернии всю вину за разгульный образ жены возлагали на законного супруга, которого бранили за поспешную свадьбу и оставление молодухи: «Муж не терпит, а она и подавно не будет терпеть, – он раззадорил ее, да и ушел, не женился бы коли до солдатчины …».
Из записок публициста Александра Энгельгардта становится очевидным, что положение солдаток было почти бедственным, и если те, кто имел детей ещё могли рассчитывать на материальную помощь со стороны правительства, то бездетные жёны рекрутов не получали ни копейки и вынуждены были сами искать средства для существования.
В свою очередь, в работе Зинары Зиевны Мухиной « Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России» отмечается, что государство не всегда вовремя выполняло взятые на себя обязательства по обеспечению семей рекрутов соответствующим пособием, а с 1874 года и вовсе перестало оказывать им какую-либо поддержку.
Отсутствие денег заставляло солдаток устраиваться на работу. Некоторые из них становились сиделками, прачками, горничными, продавщицами, а иные предпочитали зарабатывать на хлеб, торгуя собственным телом. По подсчётам полицейских в середине XIX века каждая пятая солдатка служила «девушкой по вызову».
В монографии Владимира Безгина «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» упомянуто, что именно солдатки составляли основную часть девиц, занимавшихся на селе проституцией.
Отхожие промыслы
«Вдовой при живом муже» часто становились жёны отходников – мужчин, временно покидавших места постоянного жительства и уезжавших в другой регион на заработки.
Отходничество было широко распространено в крестьянской среде имперской России XVIII — начала XX века. Согласно статистическим данным в 1880-х годах на европейской территории страны ежегодно насчитывалось свыше 5 миллионов отходников.
Покидая родной дом, они устраивались на различные промыслы (кустарные ремёсла), а затем и на заводы. Обычно отходничество носило сезонный характер, и спустя недолгое время мужья возвращались к жёнам и детям с солидным материальным заработком. Однако нередки были случаи, когда отправившийся на промысел супруг быстро забывал о своих домочадцах, и окунувшись в водоворот иногородней жизни, не спешил возвращаться в родные пенаты, и, более того, заводил вторую семью уже по новому адресу.
Заложницами этой непростой ситуации становились законные жёны, которые при живом супруге вынуждены были жить в одиночестве. Долго терпеть такое положение вещей могли лишь самые стойкие женщины. Остальные предпочитали не горевать, а коротать вечера на плече у любовника.
Проблемы со здоровьем
«Вдовой при живом муже» считались те дамы, чьи супруги страдали от мужских болезней и ввиду этого не могли исполнять свой супружеский долг. Если лечение народными средствами не приносило должного эффекта, и мужская сила не возвращалась, неудовлетворённые женщины начинали искать любовных утех на стороне.
Подобное распутство в крестьянской среде не приветствовалось, но и не сильно порицалось, поскольку оправдывалось якобы веской причиной. Деревенские бабы в таком случае говорили: «Что ж с больным лежать – только себя мучить».
Нелюбовь
Часто бывало так, что муж и жена хоть и жили под одной крышей не питали друг к другу тёплых чувств. Поскольку на Руси разводы не были распространённым явлением, супругам приходилось терпеть друг друга, и, находясь в браке, заводить амурные отношения на стороне. Подобное поведение порицалось обществом, но имело место.
Арест
Стать «вдовой при живом муже» можно было после отправки супруга на срочную каторгу (10, 15, 20 лет) или помещения его в тюрьму на длительный срок. Дожидаясь выхода на волю законного супруга, жёны порой грешили, заводя предосудительные любовные отношения.
Читайте наши статьи на Дзен